Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Образ Эммы в романе Г.Флобера «Госпожа Бовари»

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Роман Флобера явился настоящим шоком и для читающей публики, и для критики. В романе «восторжествовала “объективная манера” повествования». Именно с созданием “объективной манеры” повествования так тесно связано теперь имя Гюстава Флобера. Если обратиться к его письмам, то можно обнаружить в них весьма откровенный и резкий тон, категорические и нелицеприятные оценки, и кажется, что данная манера письма, «эмоциональной, субъективной и открыто оценочная», должна плавно перетечь и в манеру написания романа. На деле вышло по-другому: «автора и не заметно в его творениях, он предоставил своим персонажам себя выражать и себя характеризовать через свои поступки и высказывания. Подчас кажется, что Флобер только «монтирует» куски (а он действительно был одним из создателей приема «монтажа»), которые, будучи смонтированы, обретают жизнь и смысл». Потому в романе так и важны в романе массовые сцены – и в плане построения романа, и в плане особого смыслового значения. Как указывает А. С. Дмитриев, «классическим образцом содержательного монтажа остается знаменитая сцена Земледельческого съезда, во время которого параллельно развертываются официальные речи и речи Родольфа, одержимого страстью к Эмме.
Два типа риторики — казённая, бюрократическая и бытовая, «романтическая» — сливаются, переплетаются, комментируя друг друга столь красноречиво, что никаких авторских оценок не требуется». То же самое можно сказать и об эпизоде на сельскохозяйственной выставке, где происходит объяснение Эммы и Родольфа. Флобер потратил много времени и сил на создание этой сцены. Ему пришлось почитать немалое количество книг по сельскому хозяйству. Кроме того, он напрямую связывал удачное написание этого эпизода с успехом всего романа. По мнению некоторый исследователей, «эпизод сельскохозяйственной выставки был задуман как один из центральных в романе: для того чтобы ещё больше подчеркнуть контраст между тем, о чём мечтала Эмма, и той пошлой, обыденной жизнью, которая была подлинной действительностью. Флобер был прав: сцена объяснения Эммы и Родольфа, несомненно, является одним из очень важных моментов в романе. Именно здесь происходит безжалостное разрушение романтики. Флобер хотел изобразить сельскохозяйственную выставку в тонах своеобразной симфонии. Там должно быть всё: и разговоры людей, и мычание коров, шум, крики, речь председателя. И вот на фоне этого шума и гула Родольф говорит Эмме о своей любви. В этом мастерски сделанном эпизоде разрушена Флобером романтика любви»
Следствием «объективной манеры» является многоэтажная композиция романа Флобера. В нём есть несколько уровней, и они характеризуют друг друга как бы сами по себе, без участия автора. Эмма — один уровень буржуазности, Шарль — другой, Омэ — третий. Самый низкий — это, конечно, уровень аптекаря Омэ. Он и самый неприемлемый для Флобера, самый для него ненавистный. «Объективная манера» Флобера — средоточие его главного противоречия. Оно, это противоречие, в драматической форме обнажено в письмах писателя. Следует, с одной стороны, видеть в «объективной манере» определённый итог развития эстетической мысли и художественной практики человечества, собранной и подытоженной Флобером в его рассуждениях об истинном искусстве. Эти рассуждения проистекали из его философской концепции, из своеобразного пантеизма, сложившегося под влиянием Спинозы.
Итак, особенностью построения романа являются:
1) т.н. «объективная манера» повествования;
2) многоуровневая композиция;
3) принцип монтажа;
4) сочетание романтической мечтательности и жёсткой правды жизни. Возможно, в этом выразился один из принципов писателя, который писал: «Жизнь, жизнь. В этом всё». В «Госпоже Бовари – жизнь во всём своём многообразии и безжалостности.
Проблема, тема и конфликт романа «Госпожа Бовари» сводятся, в принципе, к одному: создание героиней иллюзорного идеала и его крушение. Свои иллюзии она строит на впечатлениях, полученных ею из книг. Она хочет найти настоящую любовь, но ей этого не удаётся. Замужество приносит ей первое разочарование. Когда Эмма вступает в первую внебрачную связь, то также быстро осознаёт её ложность. Любовь мужа не приносит ей радости, она кажется ей слишком пресной, к тому же его очень легко обмануть. Героиня в связи с этим не может даже испытывать к нему уважение.
Не способен спасти её от разочарования и второй любовник. Положение усугубляется тем, что Эмма оказывается должна ростовщику, но никто из её мужчин не способен оказать ей ни помощи, не поддержки. Страх публичного скандала заставляет Эмму принять мышьяк. Но не только долги и разорение мужа, в котором она виновата, но и тот факт, что она не может пережить утраченных иллюзий.
Проблема всё уничтожающей кругом пошлости волнует писателя. Он ощущал её и на себе, что и заставило его произнести знаменитую фразу о том, что Эмма Бовари – это он сам.
Другая важная тема, которую исследует Флобер – это любовь. Б.Г. Реизов писал по этому поводу: «Это настоящая романтическая тоска, в различных вариантах культивированная писателями начала века, мечта о “голубом цветке”, меняющая свои объекты, но психологически все та же. Однако в “Мадам Бовари” эта тоска оказывается не личным переживанием автора, а предметом социального исследования и характеристики современности».
Душа тяготеющей к истинной любви Эммы постепенно опошляется и она уже не отличает настоящего чувства от обычной интрижки, в которой нет ни духовной связи, а только лишь животный инстинкт и скука. Мадам Бовари в погоне за иллюзорными мечтами разрушает не только свою жизнь, но и жизни своих мужа и дочери.
Флобер показал общество, в котором деньги и нажива перевешивают всё, а человеческая жизнь ничего не стоит по сравнению с тем долгом, который числится за ним. Эмме было проще умереть, чем преодолеть ту ситуацию, в которой она оказалась.
Таким образом, тему произведения можно обозначить как тему нереализованных мечтаний и трагических последствий в связи с этим. Основной конфликт разворачивается между миром грёз и пошлой мещанской средой, которая вдребезги разбивает этот мир.

Picture of Людмила Филатова
Людмила Филатова
Я училась в ЛГУ имени А. С. Пушкина на филологическом факультете. Сейчас преподаю в университете литературу. Кроме этого подрабатываю репетитором и автором курсовых и дипломных работ по поему направлению. За время преподавания я написала 16 научных статей, поэтому с удовольствием делюсь своими знаниями со школьниками и студентами. На сайте «Диплом777» зарегистрирована уже три года, и часто уровень заработка превышает основной уровень дохода, чему я безмерно рада.