Пребывая в этом не совсем устойчивом состоянии поисков выхода к новейшему творчеству, русские авангардисты на рубеже 1900-1910 годов начали разрабатывать собственные творческие концепции, собственную художественную теорию. Варианты этой теории так же многообразны, как сами авангардные течения. Однако принцип приоритета формального начала над сюжетно-содержательной стороной выступает объединяющим моментом для подавляющего большинства. Позднее К. Малевич констатировал: «Если раньше перед художником причиною была вещь и разные эпизоды, то теперь живопись становится самопричинной творческих организмов» [12].
Формальный метод, который составил общую методологическую основу авангардной теории художественного творчества, уже имел к этому времени свою историю в европейском искусствознании. Он разными путями проникал в русскую художественную среду.
Известно, что новое искусствознание возникло в то время, когда в искусстве стремились выявить собственно эстетические ценности и создать новую эстетическую реальность на их основе. И само это искусствознание, естественно, также стремилось отыскать чистую форму и законы ее имманентного развития, выбрав классическое искусство прошлого в качестве материала. Для этой эпохи созвучным был именно метод, ракурс рассмотрения, взгляд, выделивший стержень художественной формы из называемого искусством многосоставного, сложного целого [23].
Говоря об авангарде, нельзя не упомянуть модернистскую концепцию чистого искусства. В соответствии с принципом этого течения и сам человек уподобляется орнаментам, цветам; граница между природой и человеком стирается. Сама гуманистическая идея интерпретируется как слияние с природой: человек становится частью космического процесса, как бы растворяется в плавных линиях и цветах. То есть искусство для модерна является своеобразной прекрасной резервацией, куда необходимо отправить человека для его наслаждения безупречной красотой. Золотая мечта демонстративно бездельничающей и скучающей богемы [24].
Авангардисты, напротив, пытаются вернуть человека в лоно цивилизации. Они заявляют, что пути назад нет, в этом мире возможно движение только вперед, история не повторяется. Авангард функционален, он мыслит конструкцией и формой, стремится проникнуть в суть вещей и исходит из превосходства чистой предметности. Искусство для авангарда – это не «зеркало души», а поиски совершенной технологии: чем технология совершеннее, тем жизнь быстрее, тем работа эффективнее.
Образ человека в живописи авангарда
- Людмила Николаев
- Искусство
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Николаев
Я закончила академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Училась на педагогическом факультете. По специальности работаю 10 лет, преподаю культуру и искусство. За время работы написала 6 научных статей и сейчас работаю над второй диссертацией. В свободное время я работаю в компании «Диплом777», помогая студентам в написании рефератов, контрольных работ, курсовых и дипломных проектов. Благодарна сайту за возможность получать хороший доход, не выходя из дома.