Вновь они встретились опять через 9 лет. Появление Беатриче сопровождает символическое число 9 и кратное ему число 3 во всех произведениях Данте. В этот раз поэт встретил ее на одной из узких улочек Флоренции в белых одеждах. Он восторгался тем, как Беатриче кланяется ему. И первый сонет посвящен впечатлению от этой встречи.
«Новую жизнь» наполняют видения и сны. Данте видит, как плачут звезды, или ему видится олицетворение любви — куртуазный бог Амор. Он держит на одной руке сердце Данте, объятое пламенем, а другой –обнаженную фигуру Беатриче, слегка прикрытую кроваво-красным покрывалом. Амор будит спящую Беатриче, кормит ее сердцем Данте. Потом, рыдая, Амор возносится вместе с телом Беатриче на небо.
Данте начинает ухаживать за другой дамой, чтобы скрыть свою любовь, поэтому – Беатриче лишает его «сладчайшего привета». Он глубоко огорчен и поглощаем любовью. Он не ищет встречи с Беатриче, и решает восхвалять совершенство любимой женщины. Но вдруг умирает отец Беатриче, Данте начинает болеть, и в бреду ему предстает видение, что Беатриче умерла и отправилась на небеса. А 9 июня 1290 года Беатриче действительно умирает.
Данте во время своей девятидневной болезни начинает соотносить свою любовь со Смертью. В его видениях смерть — это аллегорическая фигура, словно она должна увековечить, «обессмертить» Любовь. Образ Беатриче становится идеальным, он как бы удаляется от Данте на немыслимое расстояние, возносится на Небо. С этой возвышенной любовью связана непременная скорбь и безутешное страдание. Здесь Данте как бы предвставляет будущую Беатриче, которая сопровождает его по Раю.
«И когда на девятый день моей болезни я ощутил почти нестерпимую боль, во мне возникла мысль о моей даме. И так, думая о ней, я вернулся к мысли о моей немощной жизни, и видя, сколь она недолговечна даже у людей здоровых, я стал оплакивать в душе моей столь печальную участь. Затем, умножая вздохи, я произнес про себя: «Неизбежно, что когда-нибудь умрет и благороднейшая Беатриче». И столь великое охватило меня смущение, что я закрыл глаза и начал бредить, как человек, охваченный умопомрачением, и предался весь фантазии. В начале этого заблуждения моей фантазии передо мной явились простоволосые женщины, мне говорящие: «Ты умер». Так начала блуждать фантазия моя, и я не знал, где я находился. И мне казалось, что я вижу женщин со спутанными волосами, рыдающих на многих путях, чудесно скорбных; и мне казалось, как померкло солнце, так что по цвету звезд я мог предположить, что они рыдают. И мне казалось, что летящие в воздухе птицы падают мертвыми и что началось великое землетрясение. Страшась и удивляясь, во власти этой фантазии, я вообразил некоего друга, который пришел ко мне и сказал: «Разве ты не знаешь, твоя достойная удивления дама покинула этот век». Тогда я начал плакать, исполненный величайшей горести, и не только в моем воображении, но истинные слезы омывали мои глаза. Затем я вообразил, что следует мне посмотреть на небо, и мне показалось, что я вижу ангелов, которые возвращались на небо, а перед ними плыло облачко необычайной белизны (…) И мне казалось, что дамы покрывают ее голову белой вуалью (…) Ив этом мечтании, когда я увидел ее, меня охватило чувство такого смирения, что я призывал Смерть, говоря: «О пресладостная Смерть, приди ко мне, не поступай со мною недостойно, ты должна быть благородна, в таком месте была ты! Приди ко мне, столь жаждущему тебя. Посмотри – уже ношу твой цвет».
Данте изображает смерть Беатриче как космическую катастрофу, затрагивающую все человечество. В книге появляются едва ли не кощунственные параллели между Беатриче и Христом. Любовь к земной женщине становится религиозным чувством, обожествляющим человека.
Данте причисляет земную женщину Беатриче к небесному, божественному миру, это апофеоз его любви:
Любовь гласит: «Дочь праха не бывает
Так разом и прекрасна и чиста..»,
Но глянула – и уж твердят уста,
Что в ней Господь нездешний мир являет.
Далее в произведении появляется некая «благородная» и «сострадательная» дама. Поэту изначально кажется, что он любит в этой даме умершую Беатриче, но потом понимает, что это другая любовь. Кажется, что вторая любовь одерживает победу над первой, но все же в душе Данте борются сердце, которое желает отдаться сиюминутному чувству любви, и разум, который ревниво оберегает память о Беатриче.
В видении к нему приходит Беатриче и упрекает его в неверности. Тогда он дает клятву вечно служить ей и прославлять ее имя так, как не была прославлена еще ни одна женщина. Эта клятва стала толчком к началу творческого порыва, результатом которого явилась «Божественная комедия». В Заключении произведения мы понимаем, что победила ангельская, бесплотная, идеальная, платоническая любовь. Данте отказывается от обыкновенного, земного счастья, жертвует им во имя своей любви к Беатриче.
В «Божественной комедии» в главах части «Рай» Беатриче является в лучах света солнца и звезд. Ее красоту Данте не в силах передать словами. Он теряется от восхищения, восторга, преклонения перед этой немыслимой Божественной красотой:
Когда б весь прежний мой о ней рассказ
Одна хвала, включив, запечатлела,
Ее бы мало было в этот раз.
Образ Беатриче в европейской поэзии
- Людмила Филатова
- Литература
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Филатова
Я училась в ЛГУ имени А. С. Пушкина на филологическом факультете. Сейчас преподаю в университете литературу. Кроме этого подрабатываю репетитором и автором курсовых и дипломных работ по поему направлению. За время преподавания я написала 16 научных статей, поэтому с удовольствием делюсь своими знаниями со школьниками и студентами. На сайте «Диплом777» зарегистрирована уже три года, и часто уровень заработка превышает основной уровень дохода, чему я безмерно рада.