Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Нормативно-правовые основы развития системы электронного декларирования в России

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Так как в ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование по всем вопросам, связанным с перемещением товаров через таможенную границу и их последующим выпуском, основным правовым нормативным актом с 1 января 2018 года является Таможенный кодекс ЕАЭС (приложение № 1 к Договору о ТК ЕАЭС от 11.04.2017). Согласно ст.1 ТК ЕАЭС «при возникновении противоречий между Кодексом и международными договорами, которыми регулируются таможенные правоотношения, входящими в право ЕАЭС, применяются положения ТК ЕАЭС». В п. 5 данной статьи указано, что регулирование таможенных правоотношений осуществляется также национальным законодательствам государств-членов ЕАЭС в случаях, когда эти отношения не урегулированы на наднациональном уровне, т.е. международными договорами и иными актами ЕАЭС.
Таким образом, правовое регулирование таможенного декларирования и выпуска товаров при помещении их под таможенные процедуры, в ЕАЭС обеспечено:
Таможенным кодексом ЕАЭС (главы 17, 18, 19, 44 и другие);
актами Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК), которыми регламентируются вопросы особенностей выпуска определенных товаров в таможенных процедурах, форм деклараций (заявлений) о выпуске, автоматическом выпуске и другие;
законодательством государств-членов ЕАЭС, устанавливающим порядок совершения отдельных таможенных операций по выпуску товаров, их декларированию в таможенных органах этих государств.
Необходимо обратить внимание на то, что в главе 17 ТК ЕАЭС имеется достаточное количество норм, отсылающих к регулированию отдельных вопросов решениями ЕЭК, важнейшими из которых являются:
Решение КТС № 257 от 20.05.2010 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»;
Решение КТС от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов»;
Решение Коллегии ЕЭК от 02.07.2014 № 98 «Об Инструкции о порядке регистрации или отказа в регистрации декларации на товары»;
Решение Коллегии ЕЭК от 13.12.2017 № 171 «Об утверждении Порядка заполнения заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары и Порядка регистрации или отказа в регистрации такого заявления»;
Решение Коллегии ЕЭК от 19.12.2017 № 177 «Об утверждении структуры и формата заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары»;
Решение Коллегии ЕЭК от 19.12.2017 № 188 «О некоторых вопросах, связанных с выпуском товаров» и другие.
Законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании представлено Федеральным законом № 289-ФЗ от 03.08.2018 (в ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым, прежде всего, регулируются вопросы, отнесенные ТК ЕАЭС к ведению государств-членов ЕАЭС (к национальному праву этих стран). Например, согласно ст. 104 ФЗ № 289 «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, определяет порядок таможенного декларирования, совершения иных таможенных операций в отношении товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу ЕАЭС либо выпуск которых не произведен таможенными органами в соответствии с ТК ЕАЭС, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, и которые обнаружены таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории ЕАЭС». Кроме того по вопросам таможенного дела в РФ принимаются Постановления Правительства РФ, Приказы Министерства финансов и ФТС России, межведомственные нормативные акта, например:
Приказ Минфина России от 20.09.2019 № 150н «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций, связанных с регистрацией декларации на товары либо отказом в такой регистрации посредством информационной системы таможенных органов»;
Приказ Минфина России от 06.03.2018 № 40н «Об определении Порядка представления декларантом до подачи декларации на товары или после подачи декларации на товары до выпуска товаров документов, подтверждающих сведения о происхождении товаров, соблюдении запретов и ограничений»;
Приказ Минфина России от 30.08.2016 № 144н «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме»;
Проект Приказа Минфина России «Об установлении случаев, когда представление электронного вида декларации на товары не требуется» (по состоянию на 14.10.2019);
Приказ ФТС России от 18.01.2019 № 53 «Об утверждении формы и порядка ведения журнала регистрации заявлений о выпуске товаров до подачи декларации на товары»;
Приказ ФТС России от 09.10.2019 № 1556 «Об утверждении Порядка обмена документами и (или) сведениями в электронной форме между таможенными органами РФ и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными заинтересованными лицами посредством информационного оператора» (вступает в силу с 11.02.2020) и др.
Таким образом, таможенное регулирование в ЕАЭС как процесс установления всех основных положений, связанных с перемещением товаров, их таможенным декларированием с последующим выпуском с целью дальнейшего распоряжения ими (использования их) служит интересам любого государства-члена ЕАЭС, обеспечивает его экономическую безопасность и формирует доходную часть бюджета этих стран. Нормы, устанавливающие порядок таможенного декларирования товаров на таможенной территории ЕАЭС, а также нормы, закрепляющие порядок осуществления связанной с выпуском товаров деятельности таможенных органов, представлены в большой группе нормативных актов. Как и все таможенное законодательство, так и правовая база, регулирующая вышеназванные правовые институты, состоит из двух блоков. К первому можно отнести международные договоры и решения, принимаемые органами ЕАЭС. Второй блок включает в себя национальное законодательство государств-членов ЕАЭС, регулирующее те таможенные правоотношения, которые не урегулированы нормами международных договоров и актов в сфере таможенного дела на уровне ЕАЭС.

Picture of Алла Меркушева
Алла Меркушева
Мне 56 лет, преподаватель с 20-летним стажем работы. Я закончила филиал Российской таможенной академии, экономический факультет. За весь период работы написала более 20 научных статей, поэтому делюсь полученными знаниями не только со студентами, где преподаю, но и с учащимися, которые обращаются в компанию «Диплом777». Знаю, что это мое призвание, поэтому с удовольствием помогаю подрастающему поколению в их развитии и просвещении.