Как известно из общей теории права, принципы представляют собой основные начала, на которых строится определенная деятельность. Так, поскольку деятельность по обеспечению экономичней безопасности имеет высокую степень значимости для государства и общества, она основная на ряде как общих, так и специальных принципов. Принципы обеспечения экономической безопасности можно определить, как обусловленные различными факторами, например экономическими, политическими и социальными основные начала на которых строится деятельность субъектов обеспечения экономической безопасности, отражающие природу и сущность данной деятельности.
Так, к общим принципам обеспечения экономической безопасности относится:
Законность, т.е. она обеспечивается методами и способами предусмотренными законом, в установленном порядке и уполномоченными субъектами. Данные нормативно-правовые акты не должны противоречить друг другу, иметь пробелов, и должен быть использован высокий уровень юридической техники.
Отдельно можно выделить принцип защиты прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип связан с тем, что меры, реализуемые в связи с обеспечением экономической безопасности не должны нарушать права граждан.
Демократизм, как принцип обеспечения экономической безопасности связан с тем, что данная деятельность должна быть направлена на защиту всего населения государства, а не на защиту определенных категорий лиц, например государственных деятелей, крупных предпринимателей и т.д.
Принцип федерализма, связан с федеративным устройством государства, и связан с тем, что экономическая безопасность обеспечивается, как на федеральном уровне, так и на региональном. Это связно с тем, что Россия является государством, которое находится в шести климатических зонах. Т.е. помимо общих угроз экономичной безопасности, имеются региональные, связанные с географическим положением. Например, проблемы и угрозы актуальные для Краснодарского края будут неактуальны для Чукотки и наоборот. Так, необходимо учитывать, что ориентация хозяйственного комплекса региона должна быть направлена, на развитие отраслей, использующих сравнительные потенциальные преимущества региона.
Своевременность связана с тем, что все разрабатываемые и предпринимаемые меры должны быть своевременные и в первую очередь быть направлены на предотвращение угроз и их негативного воздействия. Это связано с тем, что предотвратить угрозу для экономики и государства значительно выгоднее, чем в дальнейшем нивелировать негативные последствия. Как отмечалось выше, например, более эффективным бы было, не заключение договоров с иностранными компаниями о сотрудничестве в инновациях нефтегазового комплекса, а внедрение отечественных разработок.
Отдельным принципом сходным со своевременностью можно назвать оперативность, т.е. быстрое реагирование на изменение условий и принятие мер направленных на обеспечение безопасности
Обеспеченность финансовыми и иными ресурсами связана с тем, что данная сфера крайне важна для государства, в связи, с чем экономить на обеспечении безопасности нельзя. Также отдельно необходимо выделить принцип оптимизации, который связан с тем, что тратить финансовые и человеческие ресурсы надо обдуманно и эффективно.
Компетентность и профессионализм связаны с тем, что обеспечением экономической безопасности должны заниматься должностные лица, имеющий высокий уровень теоретических знаний и практический опыт в данной сфере. Данный принцип сегодня реализуется не в полной мере, мы видим, что в государственных органах на первый плане выходит не профессионализм, а личные знакомства и кумовство.
Специальными принципами обеспечения экономической безопасности можно назвать:
Принцип эффективности правового регулирования, связан с тем, что все принимаемые правовые акты должны быть направлены на создание условий для обеспечения экономической безопастности.
Непрерывность и бесперебойность связаны с тем, что экономическая безопасность должна обеспечиваться постоянно, в идеале вся экономика должна быть направлена на обеспечение безопасности.
Комплексность, связана с тем, что помимо экономической безопасности также должна обеспечиваться государственная и национальная безопасность. Только комплексный подход позволит говорить о том, что государство находится в полной безопасности.
Отдельным принципом можно выделить взаимодействие с институтами гражданского общества и бизнеса. В качестве примера можно привести создание условий для ведения бизнеса, учет интересов предпринимателей, стимулирование бизнеса, связанного с импортозамещением и т.д. Взаимодействие с институтами гражданского общества включает в себя различные объединения, профсоюзы, общественные советы и т.д. Взаимодействие с ними необходимо для того, чтобы учитывать интересы различных групп населения. Можно сказать, что данный принцип реализован в России достаточно слабо, стимулирования бизнеса мы не видим, общественные объединения играют больше номинальную роль и создают видимость общественного участия.
Активность, связана с тем, что экономическая безопасность должна обеспечиваться не только путем издания и принятия законов, проведения работы по развитию экономики, но и должны предприниматься действия по защите государственных интересов на международной арене. Также необходимо проводить работу по противодействию теневой экономике.
Можно сказать, что принципы обеспечения экономической безопасности должны быть реализованы в совокупности. Слабая реализация какого-либо принципа приводит к тому, что существенно снижается эффективность данной деятельности. Как было рассмотрено выше, некоторые из принципов, например профессионализм и компетентность, своевременность и взаимодействие с институтами гражданского общества реализуются крайне слабо.
Подводя итог данному параграфу можно сделать следующие выводы:
Принципы обеспечения экономической безопасности представляют собой обусловленные различными факторами, основные начала на которых строится деятельность субъектов обеспечения экономической безопасности, отражающие природу и сущность данной деятельности.
Среди принципов можно выделить, как общие, так и специальные. К общим мы отнесли законность, защиту прав и свобод человека и гражданина, своевременность, оперативность, обеспеченность финансовыми и иными ресурсами, а также компетентность и профессионализм.
К специальным принципам можно отнести эффективное правовое регулирование, непрерывность и бесперебойность, комплексность, активность, а также взаимодействие с институтами гражданского общества и бизнесом и активность.
Для того, чтобы говорить о высоком уровне обеспечения экономической безопасности государства необходимо, чтобы каждый из перечисленных выше принципов был реализован на высоким уровне.
Нормативно-правовое регулирование экономической безопасности в Российской Федерации
- Валерий Некрасов
- Экономика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.