Сложно найти человека, который мог бы прожить хотя бы день, не сказав ни слова. Но почему общение так необходимо для нас, какие психологические функции оно выполняет? Первое, что приходит в голову – необходимость взаимодействия с другими людьми, а без разговоров сделать это будет проблематично. На самом деле таких функций гораздо больше, причём исследователи пока не могут сойтись в их количестве и наименованиях, мы рассмотрим самую распространённую классификацию[2].
Рассмотрим классификацию функций общения:
1.Контактная функция
Эта функция устанавливает взаимопонимание между партнерами по общению для передачи информации и поддержания установленного эмоционального контакта;
2.Информационная функция
Ее цель постоянный обмен мнениями, знаниями, решениями, выводами, в общем информацией, необходимой партнерам;
3.Побудительная функция
Она направлена на подталкивание партнера к дальнейшему общению и межличностному взаимодействию;
4.Координационная функция
Данная функция отвечает за согласованность действий между партнерами, устанавливает цель организации их общения и взаимодействия;
5.Функция понимания
Цель функции понимания – адекватность принятия сути проблемы, понимания партнерами друг друга, состояния и эмоций;
6.Экспрессивная функция
Эта функция имеет направление обмена эмоциями во время взаимодействия партнеров, для того, чтобы понять и подстроиться во время общения, а также изменить его в нужную сторону;
7.Функция социализации
Цель данной функции формировать общение таким образом, чтобы оно было выстроено по правилам и нормам поведения людей в обществе;
8.Интерактивная функция
Она направлена на регуляцию и изменение поведения во время организации взаимодействия людей.
Интересно посмотреть какие функции выполняет общение, если рассматривать его применительно управленческого взаимодействия. Тогда пунктов будет всего три: выдача необходимой информации; получение ответов на распоряжения; выдача информации о результатах реализации распоряжений.
Так набор функций видоизменяется всякий раз при смене угла зрения. Но особенностью любого общения является формирование отношений между людьми. Это происходит вне зависимости от выполняемых функций, благодаря использованию различных средств и стилей общения.
Условно все средства разделяют на вербальные (с использованием слов) и невербальные[18].
Вербальные средства:
-диалогическая речь;
-монологическая речь;
-письменная речь.
Невербальные средства:
-мимика;
-поза;
-жесты;
-походка;
-интонация;
-знаки.
Все эти знаки разделяют на две большие группы:
1)интенциональные, осуществляемые специально для лучшей передачи информации;
2)неинтенциональные, которые случаются непреднамеренно.
Яркой иллюстрацией знаков второй группы могут служить признаки (бегающие глаза, дрожащие руки), особенности произношения (акцент, говор). Эти знаки могут многое сообщить о человеке и его текущем состоянии, поэтому очень полезно научиться их расшифровывать. Для оратора же следует научиться управлять собой, чтобы снизить проявление таких знаков, потому что они могут выдать настоящие чувства, что значительно повредит убедительности речи. Если говорить о знаках первой группы, то это приёмы, используемые оратором для усиления эффекта своей речи (утвердительные жесты, мимика или интонация, подчёркивающее значение сказанного). Важно следить, чтобы эти приёмы употреблялись уместно и не противоречили смыслу речи.
Всё это делает общение важнейшим элементом взаимодействия, без которого человечество не смогло бы существовать.
Невербальные проявления эмоциональных состояний человека
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.