Условия, в которых кредитные организации осуществляют свою деятельность, постоянно усложняются, и параллельно с этим быстрыми темпами изменяются условия подготовки финансовой отчетности. В основе сложностей, связанных с ведением бухгалтерского учета, с которыми сталкиваются все без исключения организации, лежат изменения базовых требований регулирующих органов и общих условий осуществления хозяйственной деятельности. Одни задачи легко можно решить самостоятельно, другие же – только с участием профессиональных консультантов [19, c.87].
1.2 Особенности внутреннего контроля в кредитных организациях
Основными нормативными документами, законодательно устанавливающими правила организации внутреннего контроля, являются Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» № 395-1-ФЗ [1]. и Положение ЦБ РФ №242-П от 16.12.2003 г. «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» [2].
На основании Положения № 242-П, внутренний контроль банка может быть охарактеризован как система методов, принятых кредитной организацией для защиты своих активов, соблюдения управленческой политики, проверки достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и обеспечения эффективности работы. Внутренний контроль – постоянно осуществляемый на всех уровнях банковской деятельности процесс, реализуемый не только специальными контрольными службами банка, но и всеми другими подразделениями, его менеджерами и рядовыми сотрудниками [12].
В первый год становления функции «внутренний контроль» происходит поиск оптимального пути, который позволит быстро и максимально эффективно добиться результата, который ожидают от функции собственники бизнеса.
За первый год работы внутренние аудиторы выполнили ряд проверок, включая, в том числе, функциональные проверки и контроль системы управления. Также в конце первого года был проведен контроль взаимодействия элементов и процессов, связывающих банковскую организацию с внешней средой.
Кроме того, в первый год деятельности был разработан пятилетний стратегический план развития Департамента внутреннего контроля, который учитывает цели банковской организации и ожидания собственников бизнеса как ключевых заказчиков. Эти результаты позволили подразделению внутреннего контроля достичь соответствующего стратегического статуса в организации [14].
На практике к решению вопроса подотчетности службы внутреннего контроля подходят с различных позиций. Исследования подотчетности внутреннего контроля различным органам в структуре корпоративного управления кредитной организацией приносят неоднозначные результаты.
Ряд исследований, проведенных в последние годы Международным институтом внутренних аудиторов и его отделением в Великобритании и Ирландии позволяет сделать следующие выводы о практике подотчетности службы внутреннего контроля в кредитных организациях США, Великобритании и Ирландии.
В функциональном аспекте наиболее часто служба внутреннего контроля подотчетна аудиторскому комитету совета директоров (не менее чем в половине случаев). Подотчетность же службы внутреннего контроля перед исполнительными органами управления характерна в меньшей степени.
В части административного подчинения наблюдается обратная картина: наиболее часто служба внутреннего контроля подчиняется финансовому директору (не менее 45% случаев) либо генеральному директору, что менее характерно. Административная подчиненность службы внутреннего контроля аудиторскому комитету совета директоров западным компаниям не присуща [15].
Проведенные исследования функционирования служб внутреннего контроля в России демонстрируют, что для российских кредитных организаций характерны определенные особенности структуры корпоративного управления в части подотчетности службы внутреннего контроля.