Решение задач, которые возникают перед учеником образовательной организации, часто сопоставляются с решением вопросов, которые имеют связь с наркотизацией. В этом случае наркотик выступает в качестве мнимого средства устранения проблемы одиночества, общения со сверстниками, плохого самочувствия и пр.
Также есть тенденция возникновения иллюзии решения проблем как итога принятия психоактивных препаратов. Изменение собственного психологического состояния дает подростку временное чувство контроля, а потому позволяет ему не прилагать больших психоэмоциональных усилий.
1.3 Выводы по первому разделу
Рассмотрение понятия «младший подростковый возраст» позволило нам прийти к выводам о том, что физические и физиологические изменения в организме человека оказывает непосредственное воздействие и на социально-психологические аспекты развития представителя младшего подросткового возраста.
Также можно считать, что в младшем подростковом возрасте индивид испытывает кризис самосознания. Кроме того, по нашему мнению, стоит подчеркнуть, что итогом кризиса самосознания, в большинстве случаем, становится ощущение человеком его индивидуальности и социальной зрелости. Важно также выделить тот факт, что на наличие или же отсутствие кризиса влияют социальные обстоятельства, в которых функционирует подросток.
Люди имеют огромную необходимость к адаптации ведь мир вокруг них находится в постоянных изменениях, и чтобы не оказаться в изоляции, человек должен также меняться. Рассмотрение проблемы социально-психологической адаптации и копинг-стратегий, которые актуальны для представителей младшего подросткового возраста, позволило нам прийти к определённым выводам.
Итак, к проблеме изучения социально-психологической адаптации обращаются в педагогической, медицинской, юридической психологии. Социально-психологическая адаптация связана с определенным балансом взаимосвязи между индивидом и окружающей средой. В подростком возрасте, когда происходит освоение новых отношений подростка и других людей, когда расширяется круг его социальных контактов, становится актуальным вопрос об адаптации подростка к новым социальным условиям, к новым социальным общностям. Нарушение взаимодействия подростков с социальной средой, может привести к дезадаптации, мелким правонарушениям и девиантному поведению.
Жизненные ситуации, которые индентифицируются человеком как стрессовые, могут подтолкнуть индивида к использованию разных видов осознанного поведения. Анализ литературы показал, что к видам осознанного поведения относится выбор человеком единичных копинг действий связан со спецификой возникшей стрессовой ситуации; копинг-стратегии являют собой конкретный алгоритм копинг-действий; копинг-стили — действие некоторого комплекса стратегий, которым характерно наличие смысловой связи.
Так, для того, чтобы регулировать нервно-психические состояния, индивид использует два вида инструментов, а именно, неосознанную психологическую защиту и осознанные копинг-стратегии. Стоит подчеркнуть, что такая психологическая защита является врожденной, бессознательной, запускается в экстремальной ситуации и пытается устранить внутренний конфликт.
Анализ теоретического материала показал, что самыми распространёнными защитным механизмам принято считать: отрицание, вытеснение, проекция, регресс, формирование реакции, сублимация. Также, по нашему мнению, нужно выделить специально направленные усилия, которые предпринимаются в ситуации, когда существует психологическая угроза.
Рассмотрение понятие «совладание» показало, что впервые оно было использовано психологом Л. Мерфи в его труде посвященному исследованию способов преодоления детьми тех требований, что выдвигаются кризисами развития. Для того, чтобы рассматривать стрессовые реакции, мы обратились к исследованиям Л. Лазаруса, согласно которым, правильное рассмотрение стрессовой реакции связано с откликом человеческого организма на такое соотношение: «предъявленные требования» – «ресурсы для их выполнения» [26, 160].
Исследование теоретической базы также привело нам к выводам о том, что требования, вызывающие необходимость к преодолению, могут быть как внешними, так и формироваться в сознании самого человека (внутренние). Кроме этого, ресурсы для борьбы со стрессом также могут иметь внешний характер (социальная поддержка) или внутренний (способность к сопротивлению, эмоциональная стабильность).
Для того, чтобы преодолеть стресс, каждый индивид использует копинг-стратегии (поведенческие, когнитивные и эмоциональные), которые условно можно разделить, в зависимости от степени адаптивных возможностей, на адаптивные, неадаптивные и относительно адаптивные. В психологии принято называть адаптивными активное преодоление и альтруизм, относительно адаптивными – поиск социальной поддержки, а также отвлечение, неадаптивными – изоляцию, уход от реальности, компенсацию с использованием химических средств.
Проделанная работа также показала, что в познавательной сфере к адаптивным относятся такие стратегии: поиск решения для отдельно взятой проблемы и придание весомого смысла проблеме. К частично адаптивным стратегиям – ориентация на мнение значимых в жизни подростка людей, отрицание, а к неадаптивным можно отнести следующие — избегание проблемы, растерянность. В эмоциональной сфере жизни к адаптивным стратегиям относятся эмоциональное сосредоточение, в то время как к частично адаптивным можно отнести поиск эмоциональной поддержки, а также разрядку, как неадаптивные обычно определяют чувство вины, подавление чувств, покорность, агрессивность.
Если брать во внимание копинг-поведение именно младших подростков, то можно отметить, что они в большинстве случаев используют неадаптивные копинг-стратегии.
В изучаемом возрасте очень слабо представлены в преодолении стрессовых ситуаций стратегии: альтруизм, сотрудничество, придание смысла происходящему, поиски эмоциональной поддержки, эмоциональная разрядка.
Можно предположить, что такие поведенческие возможности просто еще недостаточно развиты у младших подростков. Конечно, это имеет свое влияние на качество социально-психологического взаимодействия в ситуациях, которые принято называть стрессовые. Стоит подчеркнуть, что на методы совладания со стрессом воздействуют индивидуально-психологические особенности личности ребенка: характер, степень тревожности, образ мышления, особенности контроля, направление в котором ребенок развивается.