Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Написать курсовую на тему Правовые и религиозные нормы: сходства, различия, взаимодействие,

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В ХІХ в. в целом утверждая рациональный, освобожденный от религиозного влияния характер права и политики, мыслители этого периода продуцируют концепции, которые так или иначе возвращают их авторов к трансцендентальной категорий. Как отмечал Г. Пухта, правом является общая воля всех членов правового общества, которые соединены общим юридическим сознанием, как общим языком, общей религией в один союз, основанный на телесном и духовном родстве. Фундаментом права выступает свобода, вследствие которой человек становится субъектом права. При этом содержание человеческой свободы определяется существованием божественной воли, поскольку отношение человеческой свободы к бесконечной свободе Всемогущего Бога придает первой смысл. На этом примере нетрудно увидеть фактически религиозный, почти иррациональный характер источника обоснования права — народного духа. Как писал Л. Й. Петражицкий, понятие общей воли или духа в исторической школе права имеет «особый мистический характер чего-то отличного от воли духа индивидов, составляющих определенный народ». А сама схема правопонимания в схоластическом духе в конце концов замыкается на категории Бога, выступающего базисом существования права в жизни человека.
Своеобразный путь проходит в этот период отечественная юриспруденция. Рационалистический подход к праву, исследование его социальной природы сочетаются в ней с присущим православной философии права сомнениям в самостоятельной ценности права и поиском в христианской религии исходных основ его функционирования. Так, в духе классической западной науки российский позитивист Г. Ф. Шершеневич отрицал любые связи между правом и религией, указывая «что тесно связанное с религией сначала, право впоследствии избавляется от религиозного покрова и проявляет тенденцию стать исключительно государственным». Представитель социологического направления Н. М. Коркунов рассматривал все социальные (этические) нормы сквозь призму соотношения интересов личности и общества. Он не выделял религиозные нормы как самостоятельную разновидность норм этических, сводя религию к нравственным предписаниям, обоснованных не разумом, а авторитетом Бога. По его мнению, «человек, взятый отдельно, изолированно, может руководствоваться исключительно моральными правилами. В таком случае разнообразные цели могут быть приведены в гармоничное соотношение путем только их оценки между собой с помощью представлений о добре и зле. Взамен правовые нормы позволяют индивиду реализовать свои интересы в отношениях с другими людьми». Похожие взгляды впоследствии будет отстаивать и российский ученый Н.Н. Алексеев, считавший, что религия — это наиболее понятная и совершенная моральная система. Основное различие между религией и правом заключается в том, что первая базируется на осознании лицом своих обязанностей, а ядром второго выступают те положения, которые закрепляют права.
Новейшая юриспруденция начинает исследовать право и религию как составляющие системы социального регулирования, имеющие как общие черты, так и отличия, взаимодействуют и влияют друг на друга. Так,. Г. Д. Гурвич обращал внимание на способность как религии, так и права выступать средством интеграции общества и поддержания его в единстве, объединяя в духе социологической школы права эти явления в широкую категорию «социальное право». Весомый вклад в «оправдание» роли религии в процессе становления западного права сделал Г. Дж. Берман, который отмечал, что религия оказала и продолжает оказывать огромное влияние на формирование и функционирование права. По мнению ученого, право и религия имеют четыре общих элемента: ритуал, традицию, авторитет и универсальность.
К этому следует добавить, что новейшая юриспруденция во многом снимает антагонизм научного и религиозного познания в сфере права. Во-первых, это выражается в признании возможности религиозного обоснования права как одной из парадигм в правопонимании. Во-вторых, правовая наука продолжает использовать религиозную методологию, что особенно заметно в естественно-правовых теориях.
Демократизация общества, которая происходит в России с начала 90-х годов прошлого века, имела следствием увеличение количества действующих в стране религиозных организаций, усиление влияния религиозных структур на социальные процессы. Все это привело естественному «ренессансу» религиозной тематики в постсоветской правовой, социологической и политологической литературе. Что касается юриспруденции, то указанная тенденция сказалась в виде значительного количества работ, основные или дополнительные вопросы которых посвящены различным аспектам действия религии и права, в частности проблемам свободы совести и вероисповедания, историческим аспектам влияния религии на формирование права, религиозным корнями современных правовых систем или отдельных отраслей права и др.
Появились соответствующие исследования и в теоретической плоскости. Так, исследуя социальные устои права, отечественный юрист Г. В. Мальцев вполне справедливо указывает на значение религии на этапе первоначального формирования правового регулятора. Кроме того, оправданным выступает его утверждение о том, что право всегда было, есть и будет специфической идеологией, что не только открывает путь к анализу знания религии для современного права, но и дает возможность до определенной степени «примирить» правовое и религиозное сознание, не гиперболизируя в русле традиционных исследований научную составляющую первой.

Picture of Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.