Современные томографические методы приоткрывают завесу над изменениями мозга с возрастом, и за последние лет десять мы увидели новую, довольно неожиданную картину старения мозга. Исследования, судя по всему, демонстрируют, что мозг претерпевает функциональные изменения, отсрочивающие угасание, возникающее с возрастом, и ученые даже нашли несколько человек, чей мозг не повредила старость [9, с. 101].
Старение обычно связано с ухудшением различных умственных навыков, и лучше всего в этом смысле изучена память. Люди преклонных лет часто переживают провалы в эпизодической памяти, забывая, например, где именно оставили автомобиль, что, вероятно, есть следствие изъянов кодирования, хранения или извлечения воспоминаний. В лабораторных тестах пожилые люди показывают значительное отставание в задачах, связанных с быстрым переключением внимания, а также в испытаниях рабочей памяти на хранение информации и обращение с нею в краткие промежутки времени.
С другой стороны, пожилые люди обычно не имеют затруднений с семантической (понятийной) памятью, а их знание о мире часто глубже, чем у молодых. Также было установлено, что у пожилых более развита эмпатия (сопереживание) и они располагают более высоким уровнем эмоционального благополучия, чем люди моложе.
Старение вызывает изменения в устройстве мозга, однако, как эти изменения связаны с умственными функциями, неясно до сих пор. Наиболее очевидное структурное изменение — небольшое, но значимое уменьшение плотности серого вещества.
По мере нашего старения масса серого вещества сокращается, особенно в лобной коре, гиппокампе, хвостатом ядре и мозжечке, что приводит к примерно 10-процентному уменьшению общего размера мозга между 20 и 90 годами жизни. Это уменьшение связывают со смертью клеток коры головного мозга.
Согласно одной оценке в этот период отмирает около 9,5% корковых клеток; это приблизительно 85 000 нейронов в день, или по одному в секунду, что приводит к утончению коры и уменьшению ее массы и площади поверхности.
Судя по результатам сканирования, старение означает еще и уменьшение плотности белого вещества. Такое разуплотнение происходит во всем мозге, но особенно очевидно — в нейронных пучках, пролегающих за лобной, височной и теменной долями. Белое вещество мозолистого тела, массивного пучка нервных волокон, связывающего полушария мозга, также с возрастом дегенерирует. Эти изменения, похоже, лучше коррелируют с постепенным угасанием умственных функций, нежели перемены в сером веществе, и могут обусловливать уменьшение скорости обработки информации [11, с. 75].
Старея, наш мозг переживает и различные химические изменения: множество исследований показывает, к примеру, что мы производим все меньше нейромедиатора дофамина. Количество дофаминовых рецепторов также с возрастом уменьшается, и, вероятно, из-за этого возникают трудности с вниманием, памятью и движением, характерные для пожилых.
С возрастом могут развиться и амилоидные бляшки и нейрофибриллярные клубки в тканях мозга. Эти структуры — патологические знаки болезни Альцгеймера, и хотя их появление — нормальная часть старения, болезнь развивается лишь у некоторых людей. Причины пока неизвестны, однако высказывается предположение, что болезнь Альцгеймера есть результат аномального или ускоренного старения.
На протяжении всей жизни мозг сохраняет способность меняться — это явление называют нейропластичностью, однако имеются все свидетельства того, что эта способность с возрастом ослабевает. Тем не менее недавние исследования позволяют полагать, что мозг претерпевает функциональные изменения, компенсирующие возрастные ухудшения. Многочисленные томографические изыскания показывают, что некоторые участки мозга у пожилых во многих процессах активнее, чем у людей моложе, — например, в двигательном контроле, а также в задачах, задействующих автобиографическую, эпизодическую и рабочую память.
Почему одних людей старость задевает сильнее, чем других, пока неясно, однако, скорее всего, есть генетические предрасположенности к разной скорости и качеству старения. Есть мнение, что выбор того или иного образа жизни — образование, регулярные упражнения, здоровая диета, качественный сон и даже общение — могут поддержать здоровое старение и хотя бы отчасти отсрочить любую генетическую неизбежность. В последние годы сильно возросла популярность компьютерных программ для тренировки мозга. Производители заверяют, что эти программы могут побороть связанное с возрастом угасание умственной деятельности и снизить риск развития болезни Альцгеймера. Подобные программы развивают навыки, необходимые для работы с ними, однако никаких реальных доказательств их благотворности для умственных возможностей в целом не найдено [12, с. 15].
Американские исследователи недавно выделили небольшую группу людей старше 80 лет, чей мозг, судя по всему, не поддался старению. В лабораторных тестах на запоминание списков слов эти люди, поименованные исследователями «супер-эйджерами», дали фору другим здоровым людям того же возраста и совпали по результатам со здоровыми взрослыми в возрасте от 50 до 65 лет.
Структурные МРТ-исследования показали и то, что мозг этих людей не претерпевает изменений, характерных для старения. Новая кора у них была столь же толстой, как и у более молодых взрослых, а общий объем мозга почти полностью сохранился. Более того, один специфический участок мозга — передняя часть поясной извилины — оказался у суперэйджеров даже толще, чем у здоровых молодых людей. Эти данные показывают, что износ мозга, связанный с возрастом, и сокращение умственных возможностей не неизбежны. Дальнейшее изучение этих людей может дать подсказки, как предотвращать или уменьшать угасание умственной деятельности, традиционно ассоциирующееся со старостью.
Написание курсовой работы по психологии
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.