Современное российское налоговое законодательство представлено двумя частями Налогового кодекса Российской Федерации. Первая часть вступила в силу 21 июля 1998 года, а вторая часть – 5 августа 2000 года. Налоговый кодекс пришел на смену Закону РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и ряду отдельных законов о налогах и сборах. Поскольку в тот период налоговое законодательство было нестабильным, претерпевало частые изменения порядка и видов сбора налогов, что вызывало острую потребность в кодификации .
Согласно ст. 4 НК РФ, федеральные и региональные органы исполнительной власти в пределах, предусмотренных НК РФ, могут издавать нормативные акты по вопросам, связанным с налогообложением, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливая местные налоги и сборы. Их налоговая политика должна соответствовать общим принципам налогообложения, определенным НК РФ.
Однако именно в Конституции и первой части НК РФ закреплены современные принципы налоговой системы.
Постановления Конституционного Суда РФ, решения и определения Верховного Суда РФ регламентируют отношения в налоговой сфере, обжалование незаконных решений налоговых органов в судебном порядке. В отличие от вышеуказанных нормативных актов постановления Конституционного Суда и Верховного Суда являются окончательными и обжалованию не подлежат.
Итак, система законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации включает в себя совокупность нормативно-правовых актов и норм, закрепленных Конституцией России, Налоговым кодексом России, федеральными законами, законами субъектов России, решениями представительных органов муниципальных образований. Также в эту систему необходимо отнести и Международные соглашения, заключаемые между Правительством России и Правительством другой страны в сфере налогообложения. Сейчас в России в области налогового законодательства действует такой способ систематизации как кодификация, представленная двумя частями Налогового кодекса Российской Федерации. Конституционные положения являются основополагающими для нормативно-правового регулирования налогового законодательства в Российской Федерации. Необходимо отметить, что налоговое законодательство неразрывно связано с гражданским, таможенным, бухгалтерским, административным и т.д., поскольку все субъекты правоотношений существуют во взаимосвязи.
Таким образом, резюмируя вышесказанное в первой главе, отметим, что в настоящее время налоговые отношения регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласно НК РФ налоговая система России представлена совокупностью налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке с плательщиков (юридических и физических лиц) на территории страны. Все налоги и сборы «формируют» бюджетную систему Российской Федерации. Также существуют и государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. В этом определении дана видовая структура налоговой системы. Однако, как отмечалось, понятие налоговой системы гораздо шире. Это целостное явление, состоящее из отдельных частей, элементов. Они объединены общими задачами, целями и находятся в определенной связи между собой.
Важнейший элемент налоговой системы – совокупность взимаемых государством с юридических и физических лиц различных видов налогов и сборов.
Стабильность налоговой системы характеризуется не только постоянным составом налогов, но и их закреплением за звеньями бюджетной системы в качестве собственной доходной базы.
Современная налоговая система Российской Федерации начала формироваться после распада СССР в 1991 году одновременно со становлением рыночной экономики. С тех пор она претерпела множество изменений. Они касались не только налогового законодательства, но и деятельности налоговых органов. Ст. 3 НК РФ определяет базовые принципы, на которых строится налоговая система России.
Преобразования коснулись не только самой налоговой системы страны, но и органов, осуществляющих контроль. Так, в 1990 году была создана Государственная налог. инспекция, на которую были возложены функции по контролю и сбору фискальных платежей. Затем ее переименовали в службу. Но уже 1998 году службу упразднили, а взамен было создано специальное Министерство по налогам и сборам.
Однако и это не последнее изменение. В 2004 году чиновники решили передать бюджетные полномочия в Минфин РФ. Контрольная же функция была передана в ФНС — службу, которая действует и по сей день. Следовательно, единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства финансов России и ФНС.
На сегодняшний день продолжают вноситься изменения в обе части НК РФ. Прежде всего, они направлены на улучшение взаимоотношений государства и налогоплательщиков, уменьшение неопределенностей в нашем налоговом законодательстве.
Налоги
- Дмитрий Лазарев
- Деньги
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.