Только с началом Нового времени об этом заговорили всерьез. Первым вопрос о сочетании теоретических и практических методов в обучении поставил Я.А. Коменский. Он говорил, что любое познание должно основываться на изучении близких и понятных детям объектов. «Нужно учить так», — говорил он, — «чтобы люди приобретали знания не из книг, но знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах» [5;16].
Известный швейцарский педагог И.Г. Песталоцци видел главной задачей воспитания в приобщении детей к исследовательской деятельности разных видов. Он считал, что обучение должно воздействовать на все стороны ребенка, развивать ум, волю, характер и тем самым давать детям возможность освоить практически значимые умения и навыки. Особенную роль в этом И.Г. Песталоцци отвозил наблюдениям: «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову и чтобы точное знание предшествовало суждению» [7;11].
В России с развитием образования, в том числе естественнонаучного, вопрос о сочетании теоретических и практических навыков и их влиянии на развитие учащихся поднимался многими учеными и педагогами.
Так, великий русский ученый М.В. Ломоносом так же отводил важную роль практическим знаниям, считая их основными методами в обучении. Он говорил, что теория должна вытекать из наблюдений, а теория в свою очередь должна их исправлять. Следует так же отметить, что Михаил Васильевич считал необходимым более широкое и систематическое использование индивидуальных исследовательских работ, так как они, по его мнению, способствуют активизации познавательной активности детей, а, следовательно, являются источником развития у них критического мышления.
Основатель методики естествознания и автор первого русского учебника «Начертание естественной истории» В. Ф. Зуев в предисловии к нему обращался к учителям с рекомендацией опираться при изучении объектов и явлений природы на чувственное восприятие детей. В своих работах он говорил о необходимости давать им большую самостоятельность в познании мира и шире использовать окружающую детей действительность, не пренебрегать экскурсиями на родную детям природу. Дети в его понимании должны быть не созерцателями, а исследователями природы.
Один из пионеров женского образования в России и основоположник педагогической науки в целом К.Д. Ушинский считал наблюдение необходимой основой для развития способности самостоятельно думать. Он говорил о том, что только активное вовлечение детей в изучаемые процессы может сделать их непосредственными добытчиками знаний, а значит сделать получаемые знания прочными и значимыми. Он писал: «следует предварительно приучить детей отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, находящихся у них пред глазами, потом сравнивать между собой несколько знакомых уже им предметов, находя между ними сходство и различие…» [14;55].
Таким образом, начиная с XVII века, многие ученые и педагоги ставили развитие способностей детей к наблюдению на ведущие позиции. Они настаивали на неразрывной связи теории и систематического использования исследовательских работ, как единственно возможном средстве всестороннего развития учащихся через обучение, повышения качества знаний и развитию способностей, лежащих в основе дальнейшего развития детей.
Во второй половине XX века проблеме развития практической составляющей обучения естествознанию и в частности роли наблюдений в начальной школе посвящали свои работы:
А.А. Перротте – разбработала учебные коллекции для начальной школы и методические пособия для работы с ними;
Павлович С.А. – освещал вопросы грамотного оснащения уроков естествознания различными пособиями, а так же возможности создания пособий самими учащимися;
Валерьянова Е.А. – ею созданы множество наглядных пособий для учеников с 1 по 4 классы (дневники наблюдений, диафильмы, кинофильмы и др.), под ее руководством проводились семинары и курсы для учителей в ходе которых подчеркивалась значимость наглядных методов обучения.
Сухомлинский В.А. – выдающийся советский педагог. Строил свое обучение на развитии детской фантазии и чувств. Создавал условия для пробуждения у них стойкого интереса к обучению.
В современном обществе исследовательское обучение это один из видов познавательной деятельности школьников, который способствует выработки новых знаний. Исследовательская деятельность – творческая. Она дает возможность сделать детей непосредственными участниками получения знаний. Исследовательская деятельность способствует проявлению инициативы со стороны детей, активизации их познавательного интереса, поддержании мотивации к обучению.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) направлен на духовно-нравственное развитие учащихся, преемственность ступеней образования, становление их гражданской позиции при сохранении культурного многообразия народов РФ и демократизации образовательной среды.
В этой связи естествознание должно решать следующие задачи:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. [34]
Для реализации задач поставленных перед учителями начальной школы Стандартом ученики должны овладеть основами исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является сложной и требует от педагогов особого подхода к реализации. Простейшими, доступными уже учащимся первого класса, элементами такой деятельности могут выступить наблюдения. Наблюдения, являясь универсальной познавательной процедурой, предпосылкой познавательной деятельности вообще, дают в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию об объекте.
Наблюдения позволяют одновременно развивать у учащихся таки навыки как:
описывать предмет по плану;
умения сравнивать и выделять главное;
умения задавать вопросы, ставить перед собой проблему;
составлять планы, выдвигать гипотезы
давать определения понятиям и явлениям
проявлять самостоятельность и активность.
Таким образом, Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный.
НАБЛЮДЕИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
- Илья Бирюков
- Экология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Илья Бирюков
Окончил РГУНГ, факультет химической технологии и экологии. Работаю преподавателем на кафедре экологии уже 18 лет. Очень люблю свою профессию, поскольку тема охраны окружающей природной среды сейчас очень актуальна. Написал 10 научных статей и 3 диссертации. С удовольствием делюсь своими знаниями с подрастающим поколением и хочу сделать их экологически образованными. Поэтому и решил кроме работы в вузе, помогать студентам и на сайте «Диплом777».