На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации граждане имеют право на осуществление местного самоуправления и посредством использования иных органов местной власти, то есть невыборных. Это достигается так же посредством «равного доступа для граждан, которые владеют государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равными условиями ее прохождения независимо от полы, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего» , что подтверждается статьей 4 федерального закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ.
Кроме органов в системе местного самоуправления и должностных лиц субъектами правотворчества являются также граждане, которые имеют возможность принимать участие в муниципальном нормотворчестве, посредством осуществления местного самоуправления через органы местной власти. В соответствии с федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) они имеют право на:
а)выступление с правотворческой инициативой (статья 26);
б)избрание в органы местного самоуправления, которые обладают правом вынесения проектов муниципальных нормативных правовых актов (статья 27);
в)участие в общественных слушаниях (статья 28) и опросах (ст.31) по разработке проектов муниципальных нормативных правовых документов;
г)внесение в органы местной власти лично (статья 32) или через решения, которые принимаются сходами граждан (статьи 29 и 30), обращения, включающие предложения о разработке и принятии конкретного местного нормативного правового акта;
д)использование иных, не противоречащих имеющемуся законодательству форм участия в реализации местного самоуправления (а также муниципального нормотворчества).
Но важно отметить факт принятия окончательного решения вопроса об утверждении определенного муниципального нормативного правового акта в выше обозначенных случаях правотворческим органом- соответствующим органом местного самоуправления или должностным лицом, которые обязаны в соответствии с законодательством осуществлять свою деятельность согласно интересам муниципального образования, не нарушая конституционных прав и свобод.
Но значительная роль в осуществлении муниципального правотворчества принадлежит органам местного самоуправления, система которых подлежит самостоятельному определению со стороны населения. Такими органами являются органы, которые избираются напрямую местными жителями и (или) образуются представительным органом местного самоуправления, которые наделены собственной компетенцией для принятия решений по вопросам по местного значения.
Органы местного самоуправления подразделяются на коллегиальные и единоличные. К коллегиальным относятся такие органы, как представительный орган, контрольный орган, избирательная комиссия и другие. К единоличным — глава муниципального образования, глава местной администрации, руководитель муниципальной полиции и так далее.
В основном акте по местному самоуправлению — Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ существует положение, согласно которому законодатель не дифференцирует понятия «органы местного самоуправления» и «(выборные) должностные лица местного самоуправления», но, на наш взгляд, органы стоит представлять в качестве коллективных субъектов муниципального нормотворчества, а должностных лиц как личностей, которые законодательно наделены соответствующей компетенцией для решения вопросов местного значения.
Однако, статья 2. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ дает характеристику данных понятий, из которых можно увидеть организационные различия между органами местного самоуправления и должностным лицом.
Органы местной власти избираются напрямую гражданами и (или) образуются представительным органом местного самоуправления, наделены собственной компетенцией для решения вопросов местного значения. Из данного определения вытекает факт избрания органа местного самоуправления местными жителями или представительным органом территориального образования. Также можно сделать вывод, что такой орган коллегиален.
Муниципальный правовой акт как решение по вопросам местного значения
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.