В конце XIX в. в ходе реализации программы, получившей название «система Витте», произошло резкое увеличение всех видов косвенных налогов, а также их доли в общей сумме налоговых поступлений. Повышение косвенного налогообложения проходило в два этапа. В конце 1892 – начале 1893 г. состоялось первое повышение, а в 1900 г. – второе.
В начале XX в. свыше 60% всех государственных доходов приносили акцизы, вжимавшиеся в форме бандерольного сбора посредством продажи бандеролей для наклейки на подлежащий акцизному обложению товар. При С.Ю. Витте акцизная система обложения спирта и вина была заменена казенной монополией торговли пития. Отныне частным лицам разрешалось лишь содержать питейные заведения и осуществлять продажу спиртных напитков на комиссионных началах.
Накануне Первой мировой доходы бюджета составляли 3522 млн. руб., включая поступления от винной монополии (935,8 млн. руб.), расходы бюджета в тот период составляли 3303 млн. руб. Доля косвенных налогов в общем объеме собираемых налогов составляла 59%, что в абсолютном значении равнялось 1204,5 млн. руб.
Начало Первой мировой войны было связано с массовыми требованиями повсеместного запрета продажи алкоголя до окончания военных действий и весной 1915 г. были закрыты последние заведения, занимающие продажей спиртных напитков, что положило конец винной монополии. Чистый доход от винной монополии за 1895-1913 гг. составил семь млрд. рублей.
Главными источниками бюджетных доходов в первые годы (1918-1921 гг.) советской власти были эмиссия бумажных денег и контрибуции с богатейших слоев населения, иначе говоря «чрезвычайный налог», приносившие в государственную казну 80% доходов. Период после первой мировой войны характеризуется налаживанием финансовой системы России и наступлением периода новой экономической политики (НЭП), когда были сняты запреты на торговлю и местный кустарный промысел. Данный период отличается быстрым оживлением финансово-налоговой деятельности.
В 1921-1923 гг. преобладающее значение получили косвенные налоги – были введены акцизы на широкий ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. Однако основу налоговой системы составляло прямое налогообложение, которое было чрезвычайно несовершенно и нерезультативно в сложившихся условиях. В данный период была существенно расширена система акцизного обложения.
В 1930 году в СССР была проведена налоговая реформа, радикально изменившая систему взимания косвенных налогов на территории страны. В ходе данной реформы была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах – налоге с оборота и отчислениях от прибыли.
Система включения налога с оборота в цены товаров, работ и услуг и последующее его изъятие стала действенным инструментом пополнения бюджета и перераспределения средств между фондом потребления и накопления, и положило начало становлению налога на добавленную стоимость в России.
Распад СССР повлек за собой целый ряд необходимых нововведений, касающихся становления новой системы налогообложения.
В декабре 1990 года был введен налог с продаж, который 1 января 1992 года был заменен налогом на добавленную стоимость, введенным Законом «О налоге на добавленную стоимость», оказывающим более сильное влияние на формирование доходов бюджета и экономику страны. Новый закон определил экономическую сущность налога на добавленную стоимость как форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех этапах процесса производства товаров, работ и услуг. Взимание налога осуществлялось с юридических лиц, полных товариществ, индивидуальных частных предприятий, иных обособленных подразделений, находящихся на территории РСФСР, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в размере 28% (реализация товаров по регулируемым ценам – 21,88%).
С 1992 году ставку разделяют на 10% – по продовольственным товарам и продукцию детского ассортимента (кроме подакцизной) по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и 20% – на иные товары (работы, услуги), включая подакцизную продовольственную продукцию, что в определенной мере снижает налоговую нагрузку на предприятия, производящие товары детского ассортимента, продовольственные товары.
С 2001 года со вступлением в силу Налогового кодекса, нормативно-правовое регулирование налога на добавленную стоимость осуществляется главой 21 НК РФ, где был детально конкретизирован перечень налогооблагаемых товаров и добавлены ставки: 0%, 9,09% и 16,67%.
В настоящее время в России используются следующие основные ставки налога на добавленную стоимость: 0% – на экспортные товары и товары международной перевозки, услуги трубопроводного транспорта, внутреннего водного транспорта и т.д.; 10% – на продовольственные товары, товары для детей, печатные издания, медикаменты и т.д.; 18% – на все остальные товары (работы, услуги).
Подведем итог первой главы: исторический и теоретический анализ налогообложения показал, что косвенные налоги играли важную роль на протяжении всех периодов существования налоговой системы Российской Федерации.
Можно выбрать из приложенного списка
- Дмитрий Лазарев
- Деньги
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.