Мотивация, возможность развития, способность брать на себя ответственность, готовность направлять свое поведение на достижение целей организации — все это есть в людях, а не вкладывается в них управлением. Обязанность управления — помочь людям осознать и развить в себе эти человеческие качества. Средний человек от природы ленив — он работает как можно меньше
Ему не достает честолюбия, он не любит ответственности, предпочитает, чтобы им руководили;
Он от природы эгоцентричен, безразличен к потребностям организации;
Он от природы противится переменам;
Он доверчив, не слишком сообразителен — легкая добыча для шарлатана и демагога.
Такой взгляд на человека отражается в политике «кнута» (угроза безработицы) и «пряника» (деньги).
В начале 20 века появилась психотехническая традиция в научном менеджменте. В 1903 году В. Штерн закрепил данный термин.
Понятие «психотехника» предполагало собой практическое применение психологических знаний в мотивировании сотрудников. Если тейлоризм исходил из непосредственного соотношения технологии и производительности человека, то психотехника, возникшая независимо от него, предлагала что для совершенствования работоспособности человека необходимо основываться на психологические факторы.
Г. Мюнстерберг был так же последователем теории психотехники, т.е. считал, что основная мотивация сотрудников должны быть в психологическом плане.
Он считал, что психологические факторы влияния на человека могут оказать особое влияние на экономику.
В связи с этим он определил три основные задачи психотехники:
выбор подходящих людей,
достижение наивысшей производительности труда,
достижение желаемых психических эффектов.
Эти три задачи связаны с мотивацией сотрудников:
Руководитель должен найти подход к сотрудникам, а затем так организовать их работу, что была высокая производительность, и все время необходимо поддерживать мотивацию, чтобы производительность и работоспособность сотрудников не спадала.
Среди отечественных учёных в теории мотивации достиг значительных результатов ученый Л.С. Выгодский. Он исследовал проблемы психологии на примере педагогической деятельности.
Его теория заключается в том, что в психологическом плане человека разделили на два уровня развития, которые осуществляются параллельно: высший уровень и низший уровень. На разных уровнях соответственно разные определяются разные потребности. Удовлетворение потребностей разного уровня происходит разными способами, и они не пересекаются, т.е. например: удовлетворение потребностей низшего уровня невозможно способами высшего уровня.
В соответствии с теорией Выгодского человек принимает решения о своих действиях на уровне регулирования, адаптации и самоорганизации. Значит и потребности должны быть удовлетворены одновременно на каждом уровне.
В приложение 1 к данной работе приведена таблица с сравнением характеристик изученных выше теорий мотивации.