На Руси имело широкое распространение «страшное» гадание с зеркалами. Обычно девушка уединялась в бане, где садилась между двумя зеркалами. Считалось, что они создают зеркальный коридор, в который на время уходит душа девушки и встречается с душой своего суженого. Отголоски подобных гаданий можно встретить в различных сказках, героини которых обращаются с вопросами к зеркалу («Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина).
Интересно, что, глядя в зеркало, человек видит себя не таким, каким видят его окружающие: «Во-первых, мы видим обратное изображение, во-вторых, изменяется цвет лица, волос и это зависит от того, где висит зеркало. Если оно висит у окна, то изображение в нем ярче, глаза неестественно блестят. Застывший образ, изъятый из общего содержания далеко неадекватен подлинному… Зеркало демонстрирует, что оно сильней реальности. Каждый, стоящий перед зеркалом, видит вместо себя кого-то другого».
В каббалистике существует термин «лучистое зеркало», обозначающий «способность к предвидению, прорицанию, которым обладал Моисей… В католичестве зеркало без трещин символизирует Деву Марию и, в связи с этим, его называют зеркалом праведности. В исламской традиции в зеркале существует точка, где отражается вершина… У китайцев – это дверь Солнца».
Согласно древней китайской легенде, в эпоху Желтого Императора не существовало границы между миром людей и миром зеркал. Люди зеркального мира могли войти в реальный мир, а затем вернуться обратно. Это продолжалось до того момента, когда «однажды ночью весь зеркальный народ проник в реальный мир, создав переполох и путаницу. Силы Желтого Императора с трудом загнали их обратно и заточили в зеркалах, заставив повторять все движения людей, как в глубоком сне». Легенда гласит, что настанет день, когда жители зазеркалья проснутся от этого сна.
На основании вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы:
Зеркало является символом воображения или сознания, способного фиксировать предметы внешнего мира, ясно отражая истину. Кроме того, зеркало заключает в себя своеобразного «двойника» — своеобразное зримое эхо. Считается зеркало и символом души, которая хранит в себе все жизненные впечатления и, благодаря им, осуществляет связь с окружающим миром. В произведениях литературы и искусства зеркало нередко играет роль двери, через которую душа попадает в другой мир. Подобный сюжет нашел отражение в сказке Льюиса Кэррола «Алиса в Зазеркалье» и драме Жана Кокто «Орфей».
По сей день зеркала наделяются символическим смыслом. Существуют легенды, рассказывающие о том, что в зеркале отражается душа умершего, которая продолжает жить и после смерти. Каббалистический термин «лучистое зеркало» обозначает способность к предвидению и прорицанию, которой был наделен Моисей. В католичестве зеркало без трещин является символом Девы Марии, поэтому его называют зеркалом праведности.
Мотив зеркала и зеркальности в современном кинематографе
- Людмила Николаев
- Искусство
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Николаев
Я закончила академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Училась на педагогическом факультете. По специальности работаю 10 лет, преподаю культуру и искусство. За время работы написала 6 научных статей и сейчас работаю над второй диссертацией. В свободное время я работаю в компании «Диплом777», помогая студентам в написании рефератов, контрольных работ, курсовых и дипломных проектов. Благодарна сайту за возможность получать хороший доход, не выходя из дома.