Монополия: понятие, причины, сеществования, особенности и виды. - курсовая работа готовая
Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Монополия: понятие, причины, сеществования, особенности и виды.

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Экономическая монополия наиболее распространена. Появление таких монополий – закономерность, вытекающая из хозяйственного развития. Предприниматели, чтобы достигнуть монопольного положения, могут пойти по двум путям: концентрация капитала (развитие предприятия, проработка грамотной рыночной стратегии) или централизация капитала (добровольное объединение предприятий или же поглощение более сильными конкурентами более слабых). В конечном счёте предприятие достигает масштабов, позволяющих ему доминировать на рынке.
Так как в одиночку экономическому субъекту сложно занять на рынке монопольную позицию, зачастую происходят различного рода объединения и заключаются некоторые договорённости между его участниками. В зависимости от специфики такого объединения монопольные субъекты классифицируются по следующим типам:
Картель — объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям. Временем расцвета картелей был период с конца XIX и до конца 30-х гг. XX в., когда они имели легальную форму и были широко распространены. Если лидерство единственной организации в отрасли представляет собой редкое и, как правило, кратковременное явление, то картели рассматриваемого периода смогли создавали монополистическую структуру рынка в целом ряде ведущих отраслей (электротехника, химия, металлургия, нефтяная промышленность) на довольно длительное время.
Корнер – искусственное создание дефицита на какой-либо товар путём его скупки в значительных объёмах с целью ажиотажного увеличения спроса на данный товар и дальнейшей его перепродажи с большой выгодой. Явление, история которого начинается ещё в XVI веке. А один из ярких примеров – корнер по олову в начале XX века.  В 1931 году участники Международного оловянного картеля организовали скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший, в свою очередь, резкий рост цен. Добившись этого, участники корнера спустя год распродали свои запасы металла с огромной прибылью.
Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность.
Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста. Существуют также отраслевые холдинги, созданные в результате скупки пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.
Различают одноотраслевой и комбинированный (многоотраслевой) трест, когда объединение захватывает предприятия другой отрасли. Комбинированный трест, объединяющий предприятия, получает возможность извлекать дополнительную прибыль за счёт использования побочных продуктов и отходов другой отрасли за счёт организации вертикального комбинирования, когда одно предприятие перерабатывает сырье, другое изготовляет из него детали, третье – превращает их в товары и т. д. Комбинированный трест представляет собой форму промежуточного перехода от треста к высшей форме монополистического объединения – концерну.
Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
Наряду с концернами, существует такая форма монополии, как конгломерат, объединяющая предприятия разных отраслей и без единой технической и производственной базы.
Международная монополия – объединение компаний разных стран, акционерный капитал рассредоточен по всему миру, сфера деятельности так же интернациональна. Подобных монополий немного, так объединение международного капитала бывает довольно затруднительным: различия в законодательстве разных стран, двойное налогообложение, различные менталитеты менеджмента и т.д. Чтобы избежать двойное налогообложение, зачастую осуществляется обмен акциями между фирмами, что означает сохранение фирмами юридической независимости, или взаимное назначение менеджеров.
Как показывает ретроспектива развития почти любого монопольного субъекта, динамика роста и эффективности предприятия – монополиста постепенно спадает, так величина эффект масштаба, ключевого для монополизма, ограничена размерами рынка, вход конкурентов на который так важно не осложнить монополисту.
Принято выделять несколько причин существования монополии.
1) «Естественная монополия». В том случае, если производство любого объема продукции одной фирмой будет стоить дешевле, нежели его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль представлена в качестве естественной монополии. И основная причина здесь состоит в экономии от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.
Вторая причина состоит в контроле одной единственной фирмы над некоторым числом редких и чрезвычайно важных ресурсов или в виде сырья, или в виде знаний, которые защищены патентом или которые содержатся в секрете.
Третья причина представлена государственным ограничением. Основная причина существования монополии состоит в том, что они покупают или им предоставляется исключительное право на то, чтобы продавать некие блага. В некоторых случаях происходит такое, что за государством остается право на монополию; в целом ряде стран государственные монополии имеют право на продажу табака.

Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Фаина Сафонова
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜