Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Монополия: ее основные черты и виды (на примере России)

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Следует отметить, что конкурентоспособность компании не соотносится с типом конкуренции, к которому принадлежит рынок, то есть компания может быть конкурентоспособной на рынке совершенной конкуренции, так и на рынке несовершенной конкуренции. Однако, факторы конкурентоспособности будут различными. Так, например, для естественных монополий одним из факторов конкурентоспособности является транснационализация и именно транснационализация, которая включает в себя создание барьеров для входа в отрасль более мелких компаний, дает конкурентное преимущество естественной монополии.
Таким образом, монополия относится к типам несовершенной конкуренции. В целом несовершенная конкуренция в отличие от совершенной модели характеризуется тем, что производители имеют возможность контролировать цены на продукцию.

1.2 Основные виды и особенности монополии

Основными видами монополий являются:
Естественная монополия. Это монополия, которая занимает особое привилегированное положение в экономике за счет владения особыми технологическими ресурсами или за счет наличия материально-технической базы, которая трудновоспроизводима или вообще не может быть воспроизведена другими компаниями. Также объяснить существование естественных монополий можно за счет большой роли, которую они играют в социуме. Благоприятность режима естественной монополии обеспечивается государственным регулированием (например, в России действует ФЗ РФ от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. 29.07.2017))
Государственная монополия – особый вид монополии, подразумевающий то, что государство само (в лице государственных компаний) занимается производством или обеспечивает реализацию отдельных видов товаров или услуг населению;
Чистая монополия – крайне редко встречающийся вид монополии, подразумевающий, что только одна компания в отрасли производит или реализует определенный тип продукции;
Искусственная монополия – это особый вид монополии, который создается путем объединения нескольких компаний. При искусственной монополии частным явлением выступает промышленный шпионаж, спекуляции с ценными бумагами и т.д.;
Открытая монополия подразумевает существование рынка единственного поставщика, в то время, как закрытая (государственная) монополия подразумевает существование специальных государственных барьеров для вхождения в отрасль.
Формами монополий являются:
Картель, то есть договоренность, существующая между компаниями об общей сбытовой политике;
Синдикат – на основе него сбыт продукции осуществляет путем регулирования из единого центра;
Концерн (конгломерат) – финансово-интегрированные компании, расположенные в различных отраслях.
К преимуществам монополий относятся:
Монополии используют в своей деятельности эффект масштаба, то есть увеличение объемов производства продукции приводит к экономии затрат, а, следовательно, ресурсов;
Монополии обладают серьезным запасом финансовой прочности и в случае кризисных изменений в экономическом развитии общества способны дольше других компаний держаться на рынке и обеспечивать занятость населения;
Продукция монополистов может отличаться высоким качеством. Это встречается не часто, но тем не менее такие случаи имеют право на существование и более того, в условиях современной рыночной экономики, за счет повышения качества продукции монополистические компании могут увеличивать долю на рынке;
За счет монополизации может увеличиваться эффективность производства, так как крупное предприятие использует колоссальные финансовые ресурсы для научных разработок, соответственно, могут возникать прорывные технологии.
Естественно, монополии обладают и негативными чертами, среди которых можно выделить такие как:
Стремление к блокированию разработки инноваций с целью сохранения контроля над рынком;
Появление административной диктатуры вместо экономического механизма;
Снижение качества продукции с целью экономии собственных средств в условиях рынка полностью подчиненного одной компании.
Доступ компаниям на рынок, на котором находится монополия или затруднен или вообще невозможен, так как существуют барьеры, которые не позволяют конкурентам входить в отрасль. Отраслевые барьеры – это ограничители, которые возникают в отрасли для того, чтобы не давать возможности компании-монополисту потерять монопольную власть. Отраслевые барьеры – это абсолютная необходимость для монопольной компании с целью поддержания своей власти на рынке.
Таким образом, можно определить особенность монополии через призму ценообразования. Монополия может обеспечивать себе максимизацию прибыли, как за счет объема производства, так и за счет цены. В то же время существует предел роста цен на монополистическом рынке – это платежеспособность населения, а также эластичность спроса по цене, на конкретный товар. В случае неэластичного спроса уменьшение цены приводит к падению выручки, поэтому все монополистические структуры стараются избегать ситуации с неэластичным спросом на свои товары.

Валерий Некрасов
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜