Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Монополия: ее основные черты и виды (на примере России)

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Следует отметить, что конкурентоспособность компании не соотносится с типом конкуренции, к которому принадлежит рынок, то есть компания может быть конкурентоспособной на рынке совершенной конкуренции, так и на рынке несовершенной конкуренции. Однако, факторы конкурентоспособности будут различными. Так, например, для естественных монополий одним из факторов конкурентоспособности является транснационализация и именно транснационализация, которая включает в себя создание барьеров для входа в отрасль более мелких компаний, дает конкурентное преимущество естественной монополии.
Таким образом, монополия относится к типам несовершенной конкуренции. В целом несовершенная конкуренция в отличие от совершенной модели характеризуется тем, что производители имеют возможность контролировать цены на продукцию.

1.2 Основные виды и особенности монополии

Основными видами монополий являются:
Естественная монополия. Это монополия, которая занимает особое привилегированное положение в экономике за счет владения особыми технологическими ресурсами или за счет наличия материально-технической базы, которая трудновоспроизводима или вообще не может быть воспроизведена другими компаниями. Также объяснить существование естественных монополий можно за счет большой роли, которую они играют в социуме. Благоприятность режима естественной монополии обеспечивается государственным регулированием (например, в России действует ФЗ РФ от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. 29.07.2017))
Государственная монополия – особый вид монополии, подразумевающий то, что государство само (в лице государственных компаний) занимается производством или обеспечивает реализацию отдельных видов товаров или услуг населению;
Чистая монополия – крайне редко встречающийся вид монополии, подразумевающий, что только одна компания в отрасли производит или реализует определенный тип продукции;
Искусственная монополия – это особый вид монополии, который создается путем объединения нескольких компаний. При искусственной монополии частным явлением выступает промышленный шпионаж, спекуляции с ценными бумагами и т.д.;
Открытая монополия подразумевает существование рынка единственного поставщика, в то время, как закрытая (государственная) монополия подразумевает существование специальных государственных барьеров для вхождения в отрасль.
Формами монополий являются:
Картель, то есть договоренность, существующая между компаниями об общей сбытовой политике;
Синдикат – на основе него сбыт продукции осуществляет путем регулирования из единого центра;
Концерн (конгломерат) – финансово-интегрированные компании, расположенные в различных отраслях.
К преимуществам монополий относятся:
Монополии используют в своей деятельности эффект масштаба, то есть увеличение объемов производства продукции приводит к экономии затрат, а, следовательно, ресурсов;
Монополии обладают серьезным запасом финансовой прочности и в случае кризисных изменений в экономическом развитии общества способны дольше других компаний держаться на рынке и обеспечивать занятость населения;
Продукция монополистов может отличаться высоким качеством. Это встречается не часто, но тем не менее такие случаи имеют право на существование и более того, в условиях современной рыночной экономики, за счет повышения качества продукции монополистические компании могут увеличивать долю на рынке;
За счет монополизации может увеличиваться эффективность производства, так как крупное предприятие использует колоссальные финансовые ресурсы для научных разработок, соответственно, могут возникать прорывные технологии.
Естественно, монополии обладают и негативными чертами, среди которых можно выделить такие как:
Стремление к блокированию разработки инноваций с целью сохранения контроля над рынком;
Появление административной диктатуры вместо экономического механизма;
Снижение качества продукции с целью экономии собственных средств в условиях рынка полностью подчиненного одной компании.
Доступ компаниям на рынок, на котором находится монополия или затруднен или вообще невозможен, так как существуют барьеры, которые не позволяют конкурентам входить в отрасль. Отраслевые барьеры – это ограничители, которые возникают в отрасли для того, чтобы не давать возможности компании-монополисту потерять монопольную власть. Отраслевые барьеры – это абсолютная необходимость для монопольной компании с целью поддержания своей власти на рынке.
Таким образом, можно определить особенность монополии через призму ценообразования. Монополия может обеспечивать себе максимизацию прибыли, как за счет объема производства, так и за счет цены. В то же время существует предел роста цен на монополистическом рынке – это платежеспособность населения, а также эластичность спроса по цене, на конкретный товар. В случае неэластичного спроса уменьшение цены приводит к падению выручки, поэтому все монополистические структуры стараются избегать ситуации с неэластичным спросом на свои товары.

Picture of Валерий Некрасов
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.