Из научной литературы следует большое множество ярких примеров происходившей борьбы. Так, например в 1778 году философ И.Г. Гердер высказал мнение о том, что носить юбки на обручах, перчатки и украшения из перьев в волосах — явление недостойное. Поскольку в это время античность постепенно становилась вдохновением для просвещённого сообщества. В период между 1780-1790 гг. происходил логический переход всех склонных к классицизму тенденций к античности. Символом новой моды становилась возвышенность и простота, и обозначенные тенденции во Франции были не поняты. Известен случай, когда еще В 1734 году известная парижская балерина Салле выступила в балете «Пигмалион и Ариадна» в юбке без обручей. Она танцевала в легкой прозрачной юбке. В Париже, где костюм рококо в то время достиг своей вершины, балерина была освистана. Подобные случаи были не единственными и французской культуре понадобилось длительное время на то, чтобы принять новые тенденции. Только к 1793 г. французским художником Жак-Луи Давидом в качестве национального костюма героической Французской революции предлагается костюм в античных традициях (этот костюм позднее продублирует Делакруа). Эта попытка в мужской моде провалилась. Зато женская мода приняла культ античности почти безоговорочно. Мнение женщин так же поддержало сообщество врачей в лице известного доктора Зёмеринга, который издал целый трактат о вреде ношения корсетов и громоздких пышных юбок с обручами. Возражения были прежде всего у теоретиков, писателей и блюстителей нравственности. Обозначенный переход и борьбу модных тенденций мы так же будем прослеживать, анализируя материал французских журналов в разделах далее.
Кроме того, приведенные примеры демонстрируют сильное влияние Английской моды на французскую, и что почву для грядущих изменений в костюме мужчин и женщин сыграла именно она. Её вкус, организация и мода в XVIII веке стали образцом, которым восхищались все европейские государства. Это точно выражается и в названии моды 1780 года аль англэз (a I’anglaise) и одного из знаменитых французских журналов мод, характеристика которому будет дана в работе несколько позднее.
Третье направление в формируемой в этот период моде всецело происходило из распространенных во Франции идей Просвещения, а также политической борьбе, между революционно настроенными партиями и монархическими. Как известно политика оказала большое влияние на моду в изучаемый период. Дадим короткую характеристику деталям одежды представителей двух противоборствующих группировок.
Революционно настроенные круги очень быстро переняли большое количество элементов английского и германского костюма. В моду быстро вошли грубые башмаки «а 1а Franklin» и закругленные каблуки «a la Panne». Кроме того, даже женские наряды получали революционные названия или названия созвучные со свободой и независимостью. К примеру: «a la Bastinion», «a la Independence» и др. Будущий французский революционный покрой впитывал в себя множество знаковых элементов, такие как деревянные башмаки sabots, подтяжки, брюки (culottes), позаимствованная у крестьян куртка «a la Carmagnole», а так же красный колпак каторжника ставший символом якобинцев перешел в скором времени стал вдохновением для создания женских и мужских головных уборов. Безусловно эти революционные национальные костюмы, олицетворявшие протест, существовали совсем недолго, но на их основе возник целый ряд вариантов национальной одежды. При этом национальный костюм стал как бы признаком разделения общества на сословия.
К совсем другой категории относится «антиреволюционный костюм», который носила золотая молодежь и сторонники монархии, называемые анкруаябль «Incroyable» и мервеёз «Merveilleuse». Анкруаябль начинают создавать моду нового класса. Из идей анкруаябль начинают извлекать пользу творцы новой моды — портные и модистки, которые обрабатывают все эти экстравагантные идеи, приспосабливая их к действительности. Одеяния Incroyable были нами обнаружены так же при изучении французских газет и журналов мод. Представители этой группы использовали в своей моде гротеск: шарфы повязывались на лицо, шляпы принимали огромные размеры, завивалось множество кудрей, фрак кроился нарочито небрежно.
Все описанные тенденции будут рассмотрены нами при характеристике модных журналов Франции, издававшихся в разное время.
Модные журналы 1780-1790-х гг. как источник по социальной истории и культуре французского общества.
- Анфиса Суханова
- История
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.