Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготные налогообложение и финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов государственных предприятий.
1.2.4 Дискуссионные моменты теории государственных и муниципальных финансов
Под влиянием развития государственно-монополистического капитализма в 30-60-е гг. в основу финансовой политики были положены кейнсианские и неокейнсианские доктрины.
Финансовая доктрина Дж. Кейнса исходит из следующих основных положений. Все важные проблемы воспроизводства он предложил решать не с позиций изучения предложения товаров, как это делали его предшественники, а с позиций спроса, обеспечивающего реализацию товаров. Государственное регулирование должно существенно дополнить механизм регулирования экономики с помощью рынка.
Кейнс вводит новое понятие «эффективный спрос». На основе идей «эффективного спроса» им была пересмотрена вся финансовая концепция. Основным инструментом правительственного вмешательства в циклическое развитие, главным рычагом предотвращения и преодоления кризисов он считал государственные расходы. Предпринимательский спрос, обеспеченный налогами и займами, должен оживлять предпринимательскую деятельность и приводить к росту национального дохода и занятости. Так же как государственные расходы, Кейнс вписывает в движение макропоказателей и налоги. Он считал, что изменения в налоговой политике влияют на компоненты спроса, т.е. на личное и инвестиционное потребление [3].
Под влиянием изменения условий расширенного воспроизводства формируется концепция «неоклассического синтеза» — или теория равновесия в условиях неполной занятости, в которую включен денежный фактор. Эта новая версия кейнсианской теории получила развитие в работах лауреатов Нобелевской премии английского экономиста Дж. Хикса и американца П. Самуэльсона. Кейнсианские модели фискализма соединились с концепцией неоклассиков, которая предусматривала регулирование экономики с помощью денежно-кредитной политики (изменение учетной ставки, проведение операций на открытом рынке и т.п.). П. Самуэльсон ввел в оборот термин общественный товар. По мнению П. Самуэльсона, задача финансовой политики состоит в том, чтобы обеспечивать регулирующие меры для сфер предложения «общественного товара». Основной целью вмешательств государства в микромир он считал достижение оптимальности правительственных расходов, эффективного распределения и перераспределения ресурсов между государством, предприятиями.
С конца 70-х гг. в основу финансовой политики Великобритании, США, ФРГ и ряда других государств была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической мысли. Она нашла выражение в теории предложения. Одно из главных ее положений сводится к ограничению экономической роли государства, его вмешательства в хозяйственную жизнь и особенно в социальную область. В числе мероприятий этой концепции – реприватизация части государственной собственности, усиление рыночного механизма конкуренции, стимулирования производства, его эффективности. Вмешательство государства в экономику должно защищать интересы индивидуального производителя [2].
В финансовом отношении неоконсервативное направление исходит из необходимости сокращения объема перераспределяемого национального дохода через финансовую систему, из задачи снижения размеров социальных расходов, из потребности стимулировать рост сбережений в качестве источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности.
На современном этапе известны три теории финансовой политики: классическая, планово-директивная, регулирующая [3].
Основа финансовой политики, по мнению «классиков», — достижение полной свободы рыночных отношений. Именно рынок является основным регулятором, способствующим во всех случаях экономическому росту и сбалансированности ресурсов общества. Государство должно обеспечивать функционирование рынка определенными правовыми нормами, стремясь минимизировать все государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.
Планово-директивная теория выводила на передовые позиции отношения планомерности, систему директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики, что обеспечивало превалирование натуральных показателей, вслед за которыми шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов и финансов государственных предприятий, а также отраслевых министерств в пропорциях, строго определенных планом. Это предусматривало жесткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых средств, создаваемых в экономике. Данная система была строго ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капитала за исключением государственных займов.
Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Дж. М. Кейнса и его последователей, предусматривает вмешательство государства в циклическое развитие экономики с помощью финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, ставок процента и др.).
Модернизация миграционной политики гос-ва в системе устойчивого социально-экономического развития регионов РФ
- Валерий Некрасов
- Экономика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.