Доступность красоты для общественности становится лозунгом времени. Возникает «красота для бедных», что несет в себе много признаков большой красоты стиля. В модерне исключительное и массовое не совпадали, но массовое склонялось к уникально-личностному, в результате чего индивидуальное сразу же становилось приобретением общественности. Мастера модерна, настойчиво пытаясь сделать быт искусством, а искусство бытом, создали определенную универсальную пластичную систему, выразительные средства которой характерны и для монументального панно и для фасона платья, для живописного полотна и ложки или вилки на столе. Немалую роль в этом сыграло сближение искусства и промышленности, что обеспечивало изготовление художественных изделий в неслыханно большом объеме, неизвестном предыдущим эпохам.
Искусство модерна настолько вошло во все сферы человеческой жизни, что, будучи предметом эстетического самовыражения, стало нормой быта. Как отмечает Ж. Арган, «это было искусство элиты, искусство почти придворное, побочные изделия которого милостиво раздавались народу». Таким образом, произошло своеобразное социальное отслаивание. В обществе фактически образовалось еще одно общество со своими нормами поведения, этикетом и др. В поисках единомышленников художники создавали общества (в Германии в Ворисведи, Абрамцево кружок в России и др.). Целью этих собраний было общение, обсуждения новых идей, концепций. Интересно, что художники, которые входили в такие общества, свободно раскрывали свой творческий потенциал параллельно в нескольких руслах.
Человек «нового искусства» должен был быть прежде всего личностью «нового образца», всесторонне образованным, отмечаться самобытностью и тонкой интуицией. Владеть совершенным вкусом, который бы отображался через гардероб, украшения и поведение. Как следствие, ««экстравагантность, дендизм, меланхолия, пессимизм, становясь признаком включения в элиту модерна, превращаются в своеобразную обыденность».
Одной из основных идей модерна был поиск идеала. Такого идеала, который ассоциируется с необычайной красотой и панэстетизмом. Надкрасотой, панэстетизмом, которые становятся отличительными особенностями «нового стиля». Его идеология «свободная от целесообразности; подчиняется только своим законам и существует ради них же, живет, исходя из одной идеи прекрасного».
Многие исследователи объясняют возникновения модерна и «волевыми усилиями нескольких художников», которые «грустили» за стилем и создали его (А. Гауди, X. ван где Вельде, Ф.Шехтель, О. Бердсли, Г. Климт и др.). Они мечтали сделать быт человека красивым и стильным. Они пытались выйти на улице, возвести новые здания, расписать стены невиданными до этого времени фресками, украсить мозаикой. И это им удалось.
Стиль модерн получает распространение во всех странах Европы, но в разных странах он имеет свое название. В России (Ф. Шехтель, В.Городецкий, М. Врубель, М. Нестеров, М.Бенуа, Г.Нарбут и др.); во Франции и Бельгии (Морис Дене, Пьер Боннер, П. Серюзье, Е. Вюйар, П.Рансон и др.); в Германии (А. Бьоклин, Ф.Штук, А. Хофман и др.); в Австрии (Г. Климт идр.); в Италии, Англии и США.
У истоков французского модерна стояли Поль Гоген и художники его круга. Также наиболее известным мастером Ар Нуво во Франции был Анри де Тулуз-Лотрек. Важную роль в развитии Ар Нуво во Франции сыграли архитектор Э. Гимар, ювелир Рене и художник по стеклу и мебели Э. Галле. Значительное место в искусстве Ар Нуво принадлежит известным бельгийским архитекторам Анри ван де Велде и В. Орта. В Испании архитектор А. Гауди отличался наиболее индивидуальным и оригинальным вариантом Ар Нуво.
В Великобритании черты, характерные для нового стиля, появились в оформлении книг уже с начала 1880-х. Одним из самых известных художников-графиков стиля модерн был О. Бердсли. Его эксцентричные рисунки иллюстрировали литературные произведения. Одним из ведущих представителей модерна в Великобритании был Ч.Р. Макинтош, шотландский архитектор и дизайнер, который выполнял различные художественные работы – от архитектурных проектов до эскизов обоев и изделий из серебра. Творчество Макинтоша оказало огромное влияние на развитие европейской архитектуры и искусства.
В США архитектор Л. Салливан использовал орнаменты в стиле модерн для украшения фасадов спроектированных им зданий.
Ведущим представителем стиля модерн был живописец и художник по стеклу Л. К. Тиффани. Он изобрел уникальное стекло с радужным отливом, которое назвал favrile и использовал при изготовлении своих знаменитых ваз и ламп в форме цветов.
Стиль модерн достиг высшей точки своего развития на рубеже XIX-ХХ вв., но вскоре был забыт – ведущие архитекторы стремились теперь к простоте и ясности форм и проявляли больше интереса к компьютерным технологиям, чем к ручной работе. Богатый декор 1890-х годов уступил место геометрическим, ничем не украшенным поверхностям зданий начала ХХ в. Постепенно стиль модерн вышел из моды и был открыт заново только во второй половине ХХ в.
В культуре модернизма широкий спектр новых форм и художественных приемов привел к появлению таких непохожих между собой направлений как немецкий экспрессионизм, русский авангард, французский футуризм, испанский сюрреализм, английский имажинизм, представленных как в живописи так и в литературе.
Модерн. Зарождение и расцвет
- Людмила Николаев
- Искусство

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Николаев
Я закончила академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Училась на педагогическом факультете. По специальности работаю 10 лет, преподаю культуру и искусство. За время работы написала 6 научных статей и сейчас работаю над второй диссертацией. В свободное время я работаю в компании «Диплом777», помогая студентам в написании рефератов, контрольных работ, курсовых и дипломных проектов. Благодарна сайту за возможность получать хороший доход, не выходя из дома.