Поэтому фирма-монополист стоит перед выбором: ограничить объем продаж, поддерживая высокую цену, или снизить цену и увеличить объем продаж. Каждый раз, принимая решение об увеличении выпуска, монополист должен анализировать потери из-за снижения цены (которые касаются всего объема выпуска) и увеличение дохода за счет добавления единицы продукции.
Чтобы добиться максимизации прибыли, монополист должен определить такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. При этом цена не совпадает с предельным доходом (превышает его) и определяется исходя из спроса в отрасли.
3. Ценообразование максимизирующей прибыль монополии представлено на рис. 1.
Рисунок 1. Ценообразование максимизирующей прибыль монополии [6]
Монополия может применять ценовую дискриминацию по отношению к своим покупателям.
4. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции и олигополии Монополия и совершенная конкуренция – две крайние рыночные структуры.
На практике большая часть рынков является промежуточными. Рассмотрим две модели таких промежуточных рынков. Монополистическая конкуренция характеризуется большим числом продавцов дифференцированного товара.
В рамках узкого сегмента фирма является монополистом (т.к. ее продукция отличается), однако отличия не столь велики, чтобы потребитель не мог заменить товар аналогом, предлагаемым конкурентами.
В связи с этим кривая спроса приобретает ломаный характер – при цене выше некоторого значения потребители отказываются в пользу товаров конкурента, при цене ниже другой критической точки – напротив, становятся клиентами данной фирмы (рис. 2).
В коротком периоде такая фирма ведет себя как монополист; в длительном периоде – как совершенный конкурент (т.к. барьеров для входа в отрасль нет).