Из вышесказанного следует, что тема мистики в русской художественной литературе до В.Г. Распутина представлена довольно обширно. Особо бурное развитие в русской литературе мистическая образность получила в эпоху романтизма (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов). Мистическое как форма раскрытия народного колорита активно используется и у Гоголя. У Достоевского наблюдается скрытый мистицизм, зашифрованный в снах и видéниях персонажей.
Глава 2
Мифология в повести«Прощание с Матёрой»
2.1. Мифология «русского» и «советского»
Произведение «Прощание с Матёрой» В.Г. Распутина кажется реалистичным лишь на первый взгляд. Глубинные смыслы повести скрыты в иррациональном — таком, которое не поддается логическому объяснению.
Подтверждение этому наблюдению мы находим у Н.Л. Новиковой, которая утверждает: «Художественное пространство произведений В.Г. Распутина, как правило, многослойно по своей структуре: кроме лежащего на поверхности исторически конкретного бытового плана оно содержит и символический подтекст, восходящий к онтологическим категориям традиционного народного сознания».
Из этого можно заключить, что герои В.Г. Распутина живут по своим традиционалистским принципам. С. Адоньева и Л.Олсон замечают, что женщины, живущие на Севере России «любят закрываться» от окружающих: «Любые неожиданные изменения в приватном пространстве хозяйки – во дворе хлеву или дома – могут интерпретироваться как несанкционированное, а, следовательно, опасное проникновение».
В этом контексте можно понять особую связь матёринских старожилов, которые противятся любым неизвестным посетителям Матёры, априори воспринимая их как чужаков.
Повесть «Прощание с Матёрой» начинается с того, что эта весна будет для Матёры последней. Деревню посередине Ангары по плану должны затопить для постройки «передовой» ГЭС. Но для почти всех жителей такое положение вещей абсолютно неприемлемо. Они воспринимают пришедших людей как агрессивных чужаков.
Главная героиня — старуха Дарья Пинигина всю жизнь прожила в Матёре, она выступает убежденной защитницей деревни. Несмотря на то что она в тексте названа «самой старой из старух», женщина сохранила ясность ума и силу духа. В образе Дарьи отражено то, как важны для человека такого типа традиции и сохранение памяти. Л. Олсон и С. Адоньева пишут: «Во многих женских нарративах подчеркивается, что в деревне хранительницы памяти сами возлагали на себя эту миссию. Их подвигали к этому различные причины: у каждой есть собственная история».
Назовем и других героев-защитников деревни — Богодул, Настасья, Сима, Катерина. Мировоззрение этих героев основано на таких принципах, как: 1) уважение и привязанность к дому; 2) уважение к усопшим; 3) почитание природы и ее плодов; 4) привязанность к животным; 5) регилиозность.
Например, Дарья относится к дому как к чему-то дорогому ее сердцу, близкому и живому. Уборка дома перед его сожжением для героини — это не просто особенный ритуал, это последняя дань ее предкам: «И вдруг ей пришло на ум — будто донесло угадывающимся шепотом откуда-то издалека-издалека: “А избу нашу ты прибрала? Ты провожать ее собралась, а как? <…> Прибрать надо избу. Мы все в ей жили”».
Стариков также отличает постоянное стремление перенести могилки родных в безопасное место, они не хотят оставлять родных в опасности: «Покуль могилки не перенесете, я вас с Матеры не пущу. А нет — дак я сама тут остануся».
Дарья с другими старухами выкопала картошку своей подруги Настасьи, которая уехала в город: «Но в земле оставлять совестно — как, правда, допустить, чтоб не выкопать, это уж совсем из рук вон».
Но не все герои из Матёры обладают таким мировоззрением. Ярким примером неуважения к памяти своего рода является сын Катерины Петруха, по своей инициативе сжигающий избу, в которой вырос: «В деревне мало кто сомневался, что вспыхнула она не по какой другой причине, как по исполнению его собственного желания». Кроме этого, Петруха вызвался жечь и чужие избы с целью обогащения.
Еще одна матёринская героиня — Клавка Стригунова была не против исчезновения деревни: «Давно надо было утопить. Живым не пахнет… не люди, а клопы да тараканы. Нашли где жить — середь воды… как лягушки. И ждала, не могла дождаться часа, чтобы подпалить отцову-дедову избу и получить за нее оставшиеся деньги».
Сторонниками прогресса были невестка Дарьи Соня и ее внук Андрей, хотя они и неплохо относились к своей деревне: «Матёру, бабушка, все равно затопят — хоть со мной, хоть без меня. Я тут ни при чем. Электричество, бабушка, требуется…».
Прогресс любой ценой — главное для Воронцова и работников леспромхоза, которые никаких родственных связей с Матёрой не имеют. Они цинично выполняют указания: «Работой своей и казались они страшными — той последней окончательной работой, которой на веки вечные и суждено закрыть Матеру».
Судя по поступкам «чужих» героев в Матёре, для них абсолютно чужды какие-то Божьи или даже «обычные» нравственные законы. Их поведение напоминает принцип, провозглашенный Раскольниковым — героем романа Ф.М. Достоевского, который сводится к тому, что если Бога нет, значит все позволено.
Например, варварскими методами они разрушают кладбище. Богодул так характеризует работников в этом эпизоде: «— Мер-ртвых гр-рабют <…> — Хресты рубят, тумбочки пилят! — Чужие. Черти».
Примечательно, что для матёринских старожилов эти «чужие» ассоциируются с нечистой силой. Недаром после уборки дома перед сожжением Дарья приказала пожогщикам внутрь не заходить, чтобы не пачкать свою святыню: «И завтри, слышишь, и завтри придешь поджигать — чтоб в избу не заходил. Оттуль поджигай. Избу чтоб мне не поганил. Запомнил?»
По сведениям И. Зданович, повесть В.Г. Распутина «подводит своеобразный художественный итог размышлениям писателя о трагической судьбе деревни перед неизбежностью технического прогресса, осуществляемого варварскими, жестокими и антигуманными методами».
Таким образом, конфликт традиционного «русского» и нового «советского» в повести построен на разных ценностных категориях. В «Прощании с Матёрой» показан весь трагизм того, как в погоне за ненавидимым В.Г. Распутиным прогрессом люди обесценивают категории нравственности и человечности.