Разработка методик, подобных Системе кодирования мимики, и теоретические подтверждения универсальности эмоций привели в течение последних 30 лет к появлению множества новых исследований, теорий и методов практической работы в психологии. Представления об универсальном характере эмоций и методики оценки мимики внесли огромный вклад в исследование всех направлений психологии, в особенности это касается социальной психологии, психологии личности.
1.2. Структура эмоциональной сферы
Различные формы переживания чувства (эмоции, аффекты, настроения, стрессовые состояния и чувства) создают эмоциональную сферу личности, являющуюся одним из регуляторов поведения человека и познания, которая позволяет выражать сложные отношения между людьми.
По мнению С.Л. Рубинштейна структура эмоциональной сферы личности состоит из трех основных уровней [1]:
— уровень беспредметных эмоциональных явлений (настроений), иначе говоря – недифференцированных эмоциональных состояний субъекта, не направленных к некоему объекту;
— уровень предметных чувств, которые возникают по поводу некоего предмета – эти чувства бывают интеллектуальными, нравственными, эстетическими;
— уровень мировоззренческих чувств, не привязанных к какому предмету, а характеризующих общее отношение человека к жизни (например, чувство юмора, чувство трагического и комического).
Среди компонентов эмоциональной сферы человека выделяют эмоциональный тон ощущений, ситуативные эмоции, эмоциональные состояния.
Эмоциональность человека – это содержание, качество и динамика ее эмоций и чувств, а эмоциональный опыт человека представляет собой способы реагирования, которые закрепились иерархизированная система эмоций и чувств.
Эмоциональный тон ощущений – непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные влияния и побуждают человека к их сохранения или устранения (желание).
Ситуативные эмоции являются субъективной формой выражения степени удовлетворенности той или иной потребности, которая содержит оценочное отношение к отдельным условиям, способствующим или препятствующим реализации деятельности, определенным достижениям в ней, к возможным ситуаций и перспектив удовлетворения потребностей.
Страсти определяются как абсолютно доминирующие, устойчивые чувства в определенных предметов или явлений.
К эмоциональным состояниям относят:
— настроения (общий эмоциональный фон),
— аффекты (интенсивные реакции на экстремальные условия, когда человек теряет способность к саморегуляции),
— стрессы (реакции на недостаточность удовлетворения жизненно важных потребностей, требующих мобилизации всех усилий),
— фрустрации (реакции на ситуации препятствия, которые оказываются во временных нарушениях связи между сознанием и деятельностью).
Рассмотрим указанные эмоциональные состояния подробнее. Так, продолжительные эмоции называются настроениями. Под настроениями понимают общее эмоциональное состояние личности, что выражается в «строю» всех ее проявлений.
В настроении отражаются интеллектуальные и волевые проявления: мы говорим, например, о задумчивый или о решительной настроение. В результате «беспредметности» настроение возникает часто вне сознательного контроля: мы далеко не всегда можем сказать, почему у нас именно такое настроение.
В возникновении настроений принимают участие много факторов. Чувственную основу его часто образуют органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и различные органические ощущения, исходящие от внутренних органов. Однако это лишь чувственный фон, настроение зависит в большей степени от тех взаимоотношений, которые складываются между человеком и окружающей средой.
Настроение – это сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основанный на общем расположении организма в определенных эмоциональных состояний, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела [16].
Аффект представляет собой эмоциональный процесс, стремительно и бурно протекающий и имеющий взрывной характер. Он характеризуется существенными изменениями сознания, нарушением контроля за деятельностью, потерей самообладания, а также изменением всей жизнедеятельности организма. Аффекты кратковременны, потому что сразу требуют большой затраты сил. Их развитие характеризуется различными стадиями, которые сменяют друг друга. В начале аффективного состояния человек не может не думать о предмете своего чувства, но на этой стадии человек еще может контролировать свои эмоции, затормозить развитие аффекта. На последующих стадиях аффекта, если они наступают, человек теряет над собой контроль. После аффективного вспышки наступает потеря сил, равнодушие ко всему, разбитость.
Особую форму переживания чувства, близкую по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по продолжительности приближенную к настроению, представляют стрессовые состояния, или эмоциональный стресс. Он возникает в ситуациях опасности, обиды, стыда, угрозы и т.д. Далеко не всегда достигается интенсивность аффекта, состояние человека при стрессе характеризуется дезорганизацией поведения и речи, что проявляется в одних случаях в беспорядочной активности, а в других – в пассивности, бездеятельности в ситуациях, которые требуют принятия решения. Вместе с тем, когда стресс оказывается незначительным, он может способствовать мобилизации сил, активизации деятельности. Поведение индивида в стрессовых состояниях существенно зависит от типа нервной системы человека, силы или слабости ее нервных процессов [17].
Фрустрация определяется как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние фрустрации сопровождается различными негативными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и т.д. Фрустрация возникает в ситуациях конфликта, когда, например, удовлетворение потребности натыкается на непреодолимые и трудно преодолимы преграды. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижение ее эффективности.
Возникновение фрустрации обусловлено не только объективной ситуацией, но и зависит от особенностей личности.
Переживания чувств в форме эмоций, аффектов, настроений и стрессовых ситуаций, как правило сопровождается более или менее заметными внешними проявлениями. К ним относятся характерные движения, в частности мимика (выразительные движения лица), пантомимика (выразительные движения всего тела), а также голосовые реакции (интонации и тембр голоса).