Весьма значимой нормой в контексте усыновления детей является ст. 32 Конституции Республики Беларусь, которая непосредственно устанавливает: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Конституция Республики Беларусь возлагает на родителей обязанность по заботе о детях и их воспитанию. Названная конституционная норма взаимосвязана с правом ребенка на любовь и заботу. Интересы детей должны обеспечиваться в первую очередь, как со стороны государства, так и со стороны родителей, и вообще, всех взрослых. «Каждый четвертый ребенок в мире живет в опасных, нестабильных условиях», следовательно, у современного общества нет возможности и прав пренебрегать ценностью детской жизни, здоровьем и благополучием всех детей в мире. Особое внимание сегодня уделяется детям-сиротам. Государство должно обеспечивать защиту ребенка, лишенного семьи, предоставляя соответствующую альтернативу семейной заботе. Такой альтернативой выступает усыновление детей не только иностранными гражданами.
По общему правилу, усыновление детей-граждан Республики Беларусь иностранными лицами допускается в том случае, если не представляется возможным передать таких детей на воспитание в семьи граждан Республики Беларусь, либо родственникам ребенка, независимо от места их проживания и гражданства. Следует отметить, что статистика усыновлений детей из Республики Беларусь иностранными гражданами не имеет тенденции к увеличению. Если в 2009 году иностранные граждане усыновили 3815 детей, то в 2012 году данный показатель составил уже 2604 ребенка. По состоянию на 2015 год иностранцами были усыновлены 1038 детей из Беларуси. Некоторые области вовсе отказались от практики передачи на усыновление детей иностранцам.
При этом вне поля зрения ученых остается важный вопрос – вопрос надзора за соблюдением прав детей при их усыновлении иностранцами. Контроль и надзор – это основные способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Общественное назначение контроля состоит в том, что он служит средством получения информации о процессах, происходящих в обществе и различных его образованиях, определение соответствия действий на пути достижения цели, выявление причин отклонения от них, разработки мер, противодействующих выявленным отклонениям. По мнению А.В. Королевой, надзор в сфере регулирования усыновления (удочерения) следует рассматривать как разновидность контроля, осуществление которого имеет свои характерные черты, позволяющие выделить его как вид контроля.
Функцию надзора за соблюдением прав детей осуществляют уполномоченные законом органы власти. Учёт детей, усыновленных иностранными гражданами, осуществляет соответствующее консульское учреждение по поручению Министерства иностранных дел, которое осуществляет надзор за соблюдением их прав до достижения ими восемнадцати лет. Порядок осуществления надзора за соблюдением прав детей, которые усыновлены иностранцами и проживают за пределами государства, устанавливается исполнительными органами Республики Беларусь.
Практика международного усыновления указывает лишь на обязанности иностранных усыновителей по поддержанию необходимого контакта с консульским учреждением или дипломатическим представительством после усыновления ребенка. Одновременно отсутствуют любые нормативы, которые бы определяли порядок осуществления надзора самим консульским учреждением за условиями проживания детей, усыновленных иностранными гражданами.
Отчасти, вопросы контроля и надзора за соблюдением прав усыновленных детей иностранными гражданами на сегодняшний день остается весьма актуальными, поскольку не выработана правовая база, которая бы определила порядок осуществления надзора и контроля консульскими учреждениями за соблюдением прав детей, усыновленных иностранцами. Законодательством не определен порядок осуществления такого контроля консульскими учреждениями, не предусмотрена ответственность усыновителей за отсутствие постановки на учет в консульских учреждениях, за непредставление отчета об условиях проживания и состоянии здоровья усыновленного ребенка и т.п. То есть, существует насущная потребность в изучении этого вопроса с целью дальнейшего совершенствования действующего законодательства.
По мнению Е.А. Татаринцевой, и с ней нельзя не согласиться, особенное значение сегодня приобретает уровень и характер информирования будущего усыновителя относительно ребенка. Считаем, что в содержание такой информации обязательно должны входить два важных элемента: информация о состоянии здоровья ребенка и информация о его прошлом социальном окружении (в том числе и о фактах возможных предыдущих усыновлений и причин их отмены).
Относительно содержания медицинской информации, еще одного элемента информирования «потенциального» усыновителя, отметим следующее. Во-первых, не может быть речи о тайне состояния здоровья ребенка. Усыновители имеют право на знание всех сведений и информации о состоянии здоровья ребенка.
Понятно, что лица, подавшие предварительное заявление об усыновлении и состоящие на учете лиц, желающих усыновить ребенка, нет в этом перечне. Однако, по понятным причинам, мы считаем, что они должны быть отнесены к кругу тех, кто имеет право на получение медицинской информации о состоянии здоровья ребенка. В этом случае, даже если усыновление состоялось по причине фактически имеющейся болезни, физическое лицо-усыновитель обязано воздерживаться от распространения информации о состоянии здоровья другого лица, ставшей известной в связи с усыновлением (удочерением).
Таким образом, как утверждает А.А. Косарев, это лицо должно иметь право, если пожелает, и при условии, если это не повлияет на состояние физического и психического здоровья (на эмоциональное состояние), ходатайствовать о проведении медицинского осмотра ребенка или проведения медицинских экспертиз (например, с целью установления наследственного или иного тяжкого или опасного заболевания). На наш взгляд, это возможно при условии безоговорочного соблюдения и обеспечения интересов ребенка и на материальные средства «потенциального» усыновителя. Усыновитель наделен правом на получение полной и достоверной информации о состоянии здоровья ребенка, который подлежит усыновлению.
Международное усыновление, опека и попечительство
- Фаина Сафонова
- Международные отношения
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.