Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Международно-правовые стандарты противодействия коррупции и возможности их имплементацию в российскую политику

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В рамках коррупциогенной парадигмы популярны типологии коррупциогенных практических реализаций. Тем не менее, — и это принципиально — различные коррупциогенные практических реализацийи рассматриваются как слагаемые единого явления. Между тем композиция таких практических реализаций может быть более сложной. Низовые виды коррупциогенной деятельности могут быть не элементом общей коррупциогенной ситуации, а реакцией на коррупциогенную деятельность верхов, попыткой защитить свои представления о справедливости и права в условиях их грубого попрания правящей элитой. виды коррупциогенной деятельности могут быть не просто слагаемыми единого явления, а взаимно обусловливать друг друга, соотноситься между собой как следствие и причина. Именно поэтому обличительная риторика борцов с коррупцией может не находить понимания у народа. Люди могут осудить действия, в которых закон не найдет состава преступления, и, напротив, оправдать поступки, которые закон трактует как коррупциогенную деятельность.
Одним из первых международных документов, отразивших опасность коррупции (с позиции прав человека), был принятый в 1979 г. Генеральной Ассамблеей ООН Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Статья 7 Кодекса устанавливала, что «должностные лица по поддержанию правопорядка не совершают какие-либо акты коррупции. Они также всемерно препятствуют любым таким актам и борются с ними». И хотя понятие коррупции в целом было отнесено к компетенции национального законодателя, предполагалось, что оно «охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие».
В декабре 1996 г. была принята Декларация ООН по борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях. В ней указывалось, что государства-члены ООН с учетом их конституций, основополагающих правовых принципов, национальных законов и процедур обязаны:
— принимать меры по борьбе со всеми формами коррупции, взяточничества и связанными с ними противоправными действиями в международных коммерческих операциях;
— установить уголовную ответственность за дачу взяток иностранным государственным должностным лицам.
Специально на противодействие коррупции направлены Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (2003 г.), Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.) с Дополнительным протоколом (2003 г.), а также Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (1999 г.). Указанные международные акты, кроме последнего, ратифицированы Российской Федерацией.
Хотя Конвенция ООН 2003 г. и Страсбургская Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. содержат краткие глоссарии (словари употребляемых терминов), они не дают общего определения коррупции. Конвенция 1999 г. ограничивается перечислением конкретных видов подкупа национальных и иностранных должностных лиц (ст.ст. 2−11). В Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию есть ст. 2 «Определение коррупции», которая, в сущности, сводится к взятке: «Для целей настоящей Конвенции «коррупция» означает просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормативное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового».
Вызывают интерес содержащиеся в Конвенции ООН определения таких терминов, как «публичное должностное лицо»; «имущество»; «доходы от преступления»; «конфискация»; «основное правонарушение»; «контролируемая поставка» и другие.
Конвенция ООН 2003 г. должна применяться в соответствии с ее положениями к предупреждению, расследованию и уголовному преследованию за коррупцию, к приостановлению операций, аресту, конфискации имущества и к возвращению доходов от преступлений. Такая деятельность осуществляется в соответствии с принципами суверенитета, равенства государств, их территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела других государств.
Важное значение придается отбору служащих публичного сектора, принятию кодексов и стандартов их правильного, добросовестного поведения.
В целях предупреждения возникновения коллизии интересов государства вправе устанавливать «в надлежащих случаях и на разумный срок» ограничения для работы в частном секторе публичных должностных лиц после их выхода на пенсию или в отставку (ст. 12). Активную роль в предупреждении коррупции должны играть гражданское общество и неправительственные организации.

Picture of Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.