Борьба с отмыванием средств, полученных преступным путем, является одной из неотъемлемых составляющих общегосударственных планов правительства по борьбе с коррупцией, сейчас в России является серьезной проблемой на всех уровнях административного управления, в большинстве сфер жизнедеятельности общества. Все эти вопросы охватывают сферу обеспечения национальной безопасности государства, эффективной реализации ее национальных интересов, создание условий для развития человека и гражданского общества.
Схемы отмывания денег постоянно совершенствуются, что требует актуализации соответствующих знаний органов государственного регулирования. Масштабы таких операций растут в тех странах, где ослаблены регулятивные требования, а также тогда, когда растет политическая и экономическая нестабильность. Анализ исследований и публикаций. Вопросам вывода экономики из тени посвящено много работ зарубежных и отечественных ученых. Однако, изучаемая тематика не получила должного внимания со стороны ученых, работающих в области государственного управления.
Легализация доходов, полученных преступными способами, представляет угрозу экономической безопасности любой страны, она приобретает глобальный характер, поскольку различные схемы отмывания денег должны иметь транснациональный характер и имеют связь с организованной преступностью (Наркобизнесом, финансовыми мошенниками, работорговцами и финансированием терроризма).
В отечественной литературе закрепилась классификация преступлений по отмыванию денег на типы по использованию ценных бумаг и недвижимости, создания подставных фирм для конвертации безналичных денег в наличные. Использование ценных бумаг как инструмента для осуществления фиктивных по своей цели финансовых операций, как правило, происходит в рамках действующего законодательства. Например, один человек приобретет ценные бумаги по номиналу или с дисконтом, а затем продает другому лицу такие ценные бумаги по завышенной цене.
Для создания искусственного впечатление высокой цены на рынке, стороны привлекают биржевых торговцев, которые проводят 1–2 сделки в месяц между собой по купле-продаже конкретной ценной бумаги (инвестиционного сертификата, облигации, акций). В большинстве схем легализации теневых доходов участвуют фирмы, создаются дышит на короткий период для реализации конкретных схем, и часто используются для отмывания доходов от преступной деятельности банки малоразвитых стран (средства, прошедшие через их счета или ценные бумаги, приобретенные в этих или через эти учреждения, проследить почти невозможно). Популярной схемой легализации теневого капитала является ввоз на территорию РФ в качестве транзита определенных товаров и перемещения их на границе до другого транспорта и последующая продажа уже на самой территории государства товаров, не платя пошлины и официально не декларируя товар.
Стоит обратить внимание на то, что банки выступают в роли помощников, консультантов мошенников, как правило, это мелкие банки кэптивного типа. Отмывание денег также происходит в России путем предоставления различных подарков должностным лицам, а очень часто — их родственникам или доверенным лицам. Такие подарки очень сложно проследить, чему также способствует отсутствие контроля источников доходов в приобретении ценных вещей и услуг. Отдельно следует выделить внешнеэкономические операции, выступают одним из важных механизмов вывода преступных доходов за границу.
Несмотря на достаточно высокий уровень государственного регулирования, сфера международной торговли остается привлекательной для использования в целях вывода средств за границу для осложнения поиска и конфискации преступных доходов или обратного инвестирования средств в легальную экономику. Чаще всего использование сферы международной торговли с целью отмывания преступных доходов осуществляется через: − экспортные операции (невозвращение экспортной валютной выручки, занижение / завышение цены на экспортные товары, псевдоэкспорт, экспорт по фальшивым документами); − импортные операции (псевдоимпорт, завышенные цены на товары, импортируемых импорт по фальшивым документами); − экспортно-импортные и транзитные операции (карусельные схемы, транзитные платежи по фиктивному импорту и фиктивному экспорту, транзит товаров через таможенную территорию страны).
Одна из самых распространенных современных схем отмывания — «карусельная товарная схема», сопровождающиеся незаконным возмещением из бюджета НДС. Последняя характеризуется цикличностью однотипных операций между участниками в максимально короткие сроки проведения расчетов (часто в течение одного дня). Экономическую основу схемы составляет возможность получить возмещение НДС из бюджета за экспортированный товар. При этом активно используются фальсификация информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий, оценки его стоимости, наличии залогового имущества и тому подобное. В целом схема «карусельного» типа включает получения экспортером «грязных» денег от импортера-нерезидента (обычно он находится в оффшорной зоне) разрыв «цепи» операций в схеме на этапе передачи денег импортеру; вывод средств нерезиденту для дальнейшего «прокрутки».
Приведенные примеры позволяют отметить, во-первых, невысокий уровень сложности схем отмывания денег; во-вторых, значительные доли преступлений, связанных с торговлей наркотиками. Расширяется отмывания денег через системы электронных денег, например Bitcoins. В системе не остается достаточная информация о пользователе, операции проводятся практически анонимно. Кроме того, мы предлагаем обратить внимание на новые возможности для преступников в использовании платежей через мобильную телефонию (мелкими суммами) и пополнение платежных карт заинтересованных лиц для финансирования терроризма, запрещенных подарков.
Национальный банк повысил требования к банкам по итогам финансового мониторинга, в частности, ряд средних и мелких банков были объектом санкций за нарушение процедур внутреннего контроля. Выводы. Банки выступают традиционно учреждениями, используемых для отмывания денег, однако приобретают популярность системы электронных денег. На основании изложенного, предлагается ввести в России порядок обнародования информации о раскрытых схемы отмывания денег (основные параметры), а также разработать инструментарий контрмер, направленных, с одной стороны, на предупреждение таких схем, а с другой — на их своевременное выявление, на уровне финансовых учреждений. Целесообразно создать единую базу данных об участниках таких схем, доступную для заинтересованных государственных органов, а также типовые параметры подозрительности лиц и операций по отмыванию денег.
Методы противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным
- Валерий Некрасов
- Экономика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.