При использовании данного метода прибыль рассчитывается как разность между запланированной полной себестоимостью продукции и выручкой, полученной от ее реализации. Метод прямого счета является самым распространенным. Его целесообразно использовать при расширении действующего производства или обоснования создания нового.
Основным показателем данного метода является прибыль от реализации продукции, которую рассчитывают по каждому виду хозяйственной деятельности. Для расчета используется формула 1:
Пр = В — С — Н, (1)
где Пр — прибыль от реализации продукции, руб.;
В – выручка, руб.;
С — себестоимость, руб.;
Н – налоги (НДС, акцизы), руб.
Использование такого подход обусловлено тем, что по некоторым видам деятельности не уплачиваются налоги на прибыль и на добавленную стоимость, или используется своя процентная ставка. Поэтому использование данного метода дает возможность точного и объективного определения прибыли предприятия.
Метод прямого счета возможно использовать при определении прибыли по объему реализуемой продукции и товарному выпуску предприятия.
2. Нормативный метод.
Согласно нормативному методу прибыль формируется по разнообразным нормативам. Данными нормативами являются нормы прибыли на активы предприятия, на собственный капитал, на единицу реализованной продукции и прочие.
Достоинством метода является точность расчетов, возможность составления плана и прогноза. Недостатком метода является его трудоемкость и не возможность оценки уровня цен.
3. Метод экстраполяции.
Метод экстраполяции предполагает планирование прибыли на основе анализа ее динамики за несколько лет. Выявляются общие тенденции в формировании прибыли и прогнозируется ее размер на новый плановый период. Использование данного метода является эффективным при обосновании технико-экономического плана или проекта.
4. Аналитический метод.
Планирование при помощи аналитического метода основано на использовании многофакторных экономических моделей прибыли промышленного предприятия. Алгоритм может быть следующим:
— установление прибыли предыдущего периода;
— определение доли прибыли в общих доходах предприятия и на единицу реализованной продукции;
— установление плановой прибыли предприятия путем учета изменений объемов производства.
При использовании данного метода возможно определять точку безубыточности предприятия по графикам рентабельности.
5. Метод совмещенного расчета.
Метод совмещенного расчета предполагает совмещение аналитического метода, метода прямого счета и расчета прибыли предприятия.
Планируя прибыль необходимо учитывать возможные направления ее увеличения. Существует три основных источника получения прибыли.
Во-первых, источником прибыли является уникальность продукта или монопольное положение предприятия при выпуске той или иной продукции. Поддерживая данный источник на высоком уровне, предприятие постоянно обновляет продукт. Растущая конкуренция среди производителей и антимонопольная политика государства являются противодействующими силами данного источника.
Во-вторых, источником прибыли является производственная и предпринимательская деятельность предприятий. Знание конъюнктуры рынка и умение адаптироваться под постоянно метающуюся конъюнктуру определяет эффективность использования данного источника.
В-третьих, источником прибыли является инновационная деятельность предприятия. При использовании данного источника проводится регулярное обновление выпускаемой продукции, увеличение объемов реализации, обеспечивается ее конкурентоспособность и увеличивается масса прибыли.
Таким образом, планирование прибыли является важнейшей задачей руководства и финансовых специалистов любой коммерческой организации. В настоящее время компании могут использовать один из пяти методов формирования и планирования прибыли:метод прямого счета; нормативный метод; метод экстраполяции; аналитический метод; метод совмещенного расчета.
По результатам планирования прибыли определяются ее размеры на плановый период, формулируются основные направления увеличения прибыли и определяются источники ее получения.
глава 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ и планирования ПРИБЫЛИ В ПАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ»