Следующей функцией анализа является оценка результатов деятельности предприятия. Важность данной функции состоит в том, что при объективной оценке деятельности субъекта хозяйствования можно наблюдать увеличение объемов производства, рост его эффективности, при отсутствии такой оценки наблюдается обратный эффект.
При проведении экономического анализа первоочередное внимание уделяется эффективности использования технических, финансовых и материальных ресурсов, повышению производительности труда, увеличению рентабельности производства, ускорению оборачиваемости оборотных средств. Поэтому экономический анализ как научную дисциплину относят к важнейшему средству руководства и контроля производственно-хозяйственной деятельности предприятия (организации).
1.2. Методы проведения экономического анализа
Для осуществления экономического анализа был разработан широкий спектр методов. К основным методам можно отнести:
1. наблюдение;
2. статистический метод (накопление данных);
3. математический метод (расчеты);
4. применение метода средних величин;
5. графический метод (составление диаграмм и графиков);
6. абстрактно-логический метод (формулирование выводов);
7. комплексный метод (изучение взаимодействия различных факторов);
8. метод прогнозирования (прогноз предстоящих результатов);
9. создание экономической модели (перспективное и долгосрочное планирование) [3, с.229].
Наряду с финансовым анализом важное место в анализе хозяйственной деятельности предприятия занимает финансовая диагностика.
Финансовая диагностика включает пять основных этапов:
1. Выбор системы финансовых коэффициентов. Общее количество фи-нансовых коэффициентов достаточно велико, поэтому целесообразным является выбор только основных, наиболее информативных и существенных коэффи-циентов.
Аналитиками-практиками рекомендовано выбирать не более трех-семи коэффициентов по каждому аспекту финансового состояния.
2. Экспресс-анализ. Цель экспресс-анализа состоит в наглядной и простой оценке финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта.
3. Детализированный анализ финансового состояния. Его целью является детализация характеристики имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта.
4. Определение диагноза. По результатам проведенного анализа появляется возможность для точной оценки текущего финансового положения и результативности деятельности организации за определенный период, для выявления уязвимых мест, требующих повышенного внимания. Правильно поставленный диагноз в случае необходимости способствует дальнейшему оздоровлению деятельности субъекта хозяйствования.
5. Разработка проектов управленческих решений. По результатам комплексных оценок финансового состояния и выявленных тенденций его изменения в процессе проведения финансовой диагностики формулируются выводы о сложившейся ситуации, на основании которых разрабатываются управленческие решения для дальнейшего развития субъекта хозяйствования [7].
Наиболее целесообразна следующая последовательность экономического анализа:
1. Уточнить объекты, цели и задачи анализа, составить план аналитической работы;
2. Разработать систему синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа;
3. Собрать необходимую информацию, проверить ее достоверность;
4. Провести сравнение фактических результатов деятельности с показателями плана отчетного года;
5. Выполняется факторный анализ: выделяются факторы и определяются их влияние на результат;
6. Выявляются неиспользованные резервы повышения эффективности деятельности предприятия;
7. Формируется оценка результатов деятельности с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.
Таким образом, типовая модель стратегического менеджмента организации с учетом ее взаимодействия с внешней средой, определяющая ее поведение, должна включать множество элементов. Важное место в этой системной модели должна занять формализация стратегии, обеспечивающая структурированную системную методологию мышления и анализа при решении сложных стратегических задач, стимулирующая долгосрочное видение стратегии и формирующая основы регулярного контроля исполнения стратегии, координации, установления коммуникаций и вовлечения различных категорий заинтересованных сторон в процесс разработки стратегии.