В связи с изменениями, происходящими в стране, нарождается новый тип семьи, принадлежащий к разряду «новых русских». Это, как правило, высокообразованные и сверх обеспеченные семьи. В этих семьях отношения как между родителями, так и между родителями и детьми складываются своеобразно. Родители постоянно испытывают страх за свое будущее, за свою жизнь и жизнь своих детей. В этих условиях они ни на минуту не отпускают от себя ребенка, опасаясь киднепинга. По этой причине дети из семей «новых русских» нередко учатся в частных школах, куда их сопровождают телохранители.
Жена, как правило, не работает. Муж постоянно занят работой и проводит мало времени с семьей. Социологи и психологи фиксируют наивысший кризис в семейных отношениях в подобных семьях. Таким образом, материально обеспеченная семья, в которой есть мать, отец, попадает в разряд «неблагополучных» для формирования личности ребенка. Тот же итог наблюдается в семьях с очень низким материальным уровнем, с маленькими доходами, не обеспечивающими прожиточный минимум. С этим обстоятельствами приходится считаться школе и учителям, строя свои отношения с семьей, планируя учебно-воспитательный процесс. В общей сложности кризисная ситуация в полярно противоположных семьях отрицательно влияет на детей, их воспитание в семье, затрудняет организацию обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях.
Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но несмотря на их многообразие, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.
Семьи, уважающие детей. Дети в этих семьях любят. Родители знают, что их волнует и что их интересует. Уважают их мнение и опыт и стараются помочь им советом. Такие родители прислушиваются к интересам ребёнка. Это самая благополучная семья для воспитания детей. Дети в таких семьях растут с самостоятельной и дружеской инициативой. Отношения в семье характеризуются этикой, откровенностью, взаимным доверием и равенством в отношениях.
Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но есть определенная дистанция, родители и дети стараются не беспокоить друг друга. Дети слушаются своих родителей. Они становятся послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно активными. Часто они не имеют своего собственного мнения и зависят от других. На первый взгляд, отношения процветают, но некоторые глубокие связи могут быть нарушены.
Материально-ориентированные семьи, где главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в этих семьях учат смотреть на прагматичную мирскую жизнь с раннего возраста, видеть свой собственный интерес ко всему. Духовный мир родителей и детей беден. Интересы детей не учитываются, и поощряется только «прибыльная» инициатива. Отношения с родителями свободны от духовных основ и могут развиваться неожиданно.
Враждебные семьи. В такой семье детям сложно. Отсутствие уважения, недоверие, притеснение, телесные наказания. Дети в таких семьях становятся тайными, недружелюбными, плохо обращаются с родителями, не общаются со своими сверстниками и не любят школу, могут покинуть семью. Поведение детей и стремления в жизни вызывают конфликты в семье.
Антисоциальные семьи. Это скорее, не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: они крадут, пьют и дерутся. Влияние этих семей очень негативно. Родители, как правило, занимают конфликтную позицию. Непонимание между детьми и взрослыми приводит к взаимному отчуждению.
Таким образом, мы видим, что не так просто построить правильные, благоприятные отношения в семье, так как воспитание детей принадлежит к самым трудным сферам человеческой деятельности.
Методики и технологии социально -педагогической работы с семьей
- Леонид Федотов
- Информатика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Леонид Федотов
Окончил НИУ ВШЭ факультет компьютерных наук. Сам являюсь кандидатом наук. По специальности работаю 13 лет, за это время создал 8 научных статей и 2 диссертации. В компании подрабатываю в свободное от работы время уже более 5 лет. Нравится помогать школьникам и студентам в решении контрольных работ и написании курсовых проектов. Люблю свою профессию за то, что это направление с каждым годом становится все более востребованным и актуальным.