При создании ЭОР многие педагоги сталкиваются с противоположными мнениями по методологии. Первое мнение заключается в том, что создателю ЭОР достаточно правильно подготовить необходимые материалы и перевести их в компьютерную форму, что не представляет особого труда. Второе мнение – это квалифицированный программист может из любого традиционного учебного материала и без помощи автора создать эффективное учебное электронное пособие. В первом случае абсолютизируется содержательная часть, а во втором – ее программная реализация.
Рассмотрим поэтапное создание ЭОР:
1. Этап.
2. Содержание этапа.
3. Предварительная работа.
4. Формулировка исходной цели.
5. Оценивание существующих компонентов.
6. Поиск и сбор необходимой информации.
7. Анализ потребностей.
8. Выделение основной дидактической цели.
9. Обоснование необходимости инновации, что несет программный продукт по сравнению с печатным учебным пособием.
10. Подготовка содержания программы.
11. Выделение дидактических подцелей.
12. Составление плана программы.
13. Представление содержания программы в форме модулей.
14. Дизайн программы.
15. Разработки общей и основной концепции.
16. Выбор звука, видео, изображения и т.д.
17. Написания сценария программы.
18. Детальный дизайн и подключение интерактивности.
19. Производство программного продукта.
20. Программирование и оцифровка содержания.
21. Создание мультимедиа.
22. Компоновка готовых материалов в модули программного продукта.
23. Тестирование программного продукта.
24. Оценка программного продукта.
Предварительная подготовка ЭОР включает следующие основные виды:
— разработка дидактических требований к электронным образовательным ресурсам;
— анализ потребностей, включающих специфику определенного направления, группы потенциальных учащихся и саму цель изучаемого предмета, по результатам данного анализа принимается решение о форме ЭОР;
— разработка технических требований к ЭОР;
— разработка структуры программного продукта;
— разработки методики применения ЭОР в образовательном процессе для педагогов.
При создании содержания программного продукта изначально создается сценарий, который по необходимости дополняется иллюстрациями и инструкциями. Сценарий ЭОР подразумевает продумывание организации интерактивности и мультимедиа, т.е. взаимодействие между учащимися и компьютерными технологиями, учеником и педагогом и другими участниками образовательного процесса.
Функциональный состав программного продукта ЭОР выглядит следующим образом:
— модули образовательного материала, т.е. задания для самоконтроля и зачетные задания для оценивания качества учебных достижений;
— дополнительные модули образовательного материала, т.е. от контекстной расшифровки терминов и понятий до нормативно-правовой базы и электронной библиотеки;
— сервисные средства и материалы, т.е. инструкция по работе с программным продуктом, словарь, глоссарий, электронный ежедневник, система поиска информации и т.д.
— коммуникационная система, которая обеспечивает взаимодействия педагога и ученика;
— антивирусная система программного продукта.
Этапы подготовки содержания и программирования чередуются. Электронные образовательные ресурсы как программное средство образовательного процесса можно представить в качестве системы, которая состоит из двух подсистем:
1. Информационной или содержательно части.
2. Программной части.
В свою очередь в содержательную часть программного продукта входят:
— структурированные образовательные материалы и пособия;
— иллюстрации, которые представлены мультимедиа;
— практикум для выработки навыков и умений применения и использования теоретических знаний с примерами выполнения задания и анализом ошибок;
— система диагностики и контроля знаний, т.е. тестовые задания, групповые задания, дополнительные материалы;
— сервисные средства: инструкции по работе с программным продуктом, словарь, глоссарий и т.д.
При создании дизайна ЭОР уточняется общая структура программного продукта и создается детальный сценарий. Такой процесс включает в себя два этапа: создание общей концепции и дизайн отдельной части.
В свою очередь, общая концепция определяет основной и общий стиль, атмосферу предмета, структуру навигации и обратной связи с учащимися, выбор инструментария навигации и т.д. Необходимо учитывать, чтобы исходно заданный внешний вид и структура не претерпевали значительных изменений в ходе разработки программного продукта. Изменения, которые вносятся на более поздних этапах разработки, могут привести к сбою программы.
Основной дизайн определяет детальную проработку учебного предмета или курса, внешнего вида контекстных меню и каждого окна. Конечно, на данном этапе проще вносить изменения, чем в общей концепции, но обязательно каждое изменение должно быть зафиксировано в специальном журнале в письменном виде.
На этапе производство создается непосредственно разработка самого программного продукта. Здесь уже материалы компонуются в модули, создаются перекрестные ссылки, организуется взаимодействие различных частей электронного управления программой, оцифровываются звук, графика.
Тестирование ЭОР происходит на каждом этапе производства для того. чтобы итоговый программный продукт совпадал с определенными дидактическими целями. Также важно техническое тестирование программного продукта, которое направлено на выявление ошибок в программе.
Итоговое тестирование ЭОР должно, проводится в созданных экспериментальных группах под наблюдением комиссии и разработчиков. Целями итогового тестирования ЭОР являются:
— проверить работу всех модулей обучающей программы в реальном режиме;
— выявить неточности в изложении учебного материала и программной реализации продукта;
— провести оценку эффективности организации интерфейса ЭОР, при этом фиксируя затруднения у учащихся при работе с программным продуктом, если таковые есть;
— пополнить базу результатов выполнения тестовых заданий для осуществления проверки их валидности [5].
1.3. Требования к электронным образовательным ресурсам на уроках информатики
Методика Использования современных электронных образовательных ресурсов на уроках информатики
- Леонид Федотов
- Информатика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Леонид Федотов
Окончил НИУ ВШЭ факультет компьютерных наук. Сам являюсь кандидатом наук. По специальности работаю 13 лет, за это время создал 8 научных статей и 2 диссертации. В компании подрабатываю в свободное от работы время уже более 5 лет. Нравится помогать школьникам и студентам в решении контрольных работ и написании курсовых проектов. Люблю свою профессию за то, что это направление с каждым годом становится все более востребованным и актуальным.