Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Методика Использования современных электронных образовательных ресурсов на уроках информатики

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

При создании ЭОР многие педагоги сталкиваются с противоположными мнениями по методологии. Первое мнение заключается в том, что создателю ЭОР достаточно правильно подготовить необходимые материалы и перевести их в компьютерную форму, что не представляет особого труда. Второе мнение – это квалифицированный программист может из любого традиционного учебного материала и без помощи автора создать эффективное учебное электронное пособие. В первом случае абсолютизируется содержательная часть, а во втором – ее программная реализация.
Рассмотрим поэтапное создание ЭОР:
1. Этап.
2. Содержание этапа.
3. Предварительная работа.
4. Формулировка исходной цели.
5. Оценивание существующих компонентов.
6. Поиск и сбор необходимой информации.
7. Анализ потребностей.
8. Выделение основной дидактической цели.
9. Обоснование необходимости инновации, что несет программный продукт по сравнению с печатным учебным пособием.
10. Подготовка содержания программы.
11. Выделение дидактических подцелей.
12. Составление плана программы.
13. Представление содержания программы в форме модулей.
14. Дизайн программы.
15. Разработки общей и основной концепции.
16. Выбор звука, видео, изображения и т.д.
17. Написания сценария программы.
18. Детальный дизайн и подключение интерактивности.
19. Производство программного продукта.
20. Программирование и оцифровка содержания.
21. Создание мультимедиа.
22. Компоновка готовых материалов в модули программного продукта.
23. Тестирование программного продукта.
24. Оценка программного продукта.
Предварительная подготовка ЭОР включает следующие основные виды:
— разработка дидактических требований к электронным образовательным ресурсам;
— анализ потребностей, включающих специфику определенного направления, группы потенциальных учащихся и саму цель изучаемого предмета, по результатам данного анализа принимается решение о форме ЭОР;
— разработка технических требований к ЭОР;
— разработка структуры программного продукта;
— разработки методики применения ЭОР в образовательном процессе для педагогов.
При создании содержания программного продукта изначально создается сценарий, который по необходимости дополняется иллюстрациями и инструкциями. Сценарий ЭОР подразумевает продумывание организации интерактивности и мультимедиа, т.е. взаимодействие между учащимися и компьютерными технологиями, учеником и педагогом и другими участниками образовательного процесса.
Функциональный состав программного продукта ЭОР выглядит следующим образом:
— модули образовательного материала, т.е. задания для самоконтроля и зачетные задания для оценивания качества учебных достижений;
— дополнительные модули образовательного материала, т.е. от контекстной расшифровки терминов и понятий до нормативно-правовой базы и электронной библиотеки;
— сервисные средства и материалы, т.е. инструкция по работе с программным продуктом, словарь, глоссарий, электронный ежедневник, система поиска информации и т.д.
— коммуникационная система, которая обеспечивает взаимодействия педагога и ученика;
— антивирусная система программного продукта.
Этапы подготовки содержания и программирования чередуются. Электронные образовательные ресурсы как программное средство образовательного процесса можно представить в качестве системы, которая состоит из двух подсистем:
1. Информационной или содержательно части.
2. Программной части.
В свою очередь в содержательную часть программного продукта входят:
— структурированные образовательные материалы и пособия;
— иллюстрации, которые представлены мультимедиа;
— практикум для выработки навыков и умений применения и использования теоретических знаний с примерами выполнения задания и анализом ошибок;
— система диагностики и контроля знаний, т.е. тестовые задания, групповые задания, дополнительные материалы;
— сервисные средства: инструкции по работе с программным продуктом, словарь, глоссарий и т.д.
При создании дизайна ЭОР уточняется общая структура программного продукта и создается детальный сценарий. Такой процесс включает в себя два этапа: создание общей концепции и дизайн отдельной части.
В свою очередь, общая концепция определяет основной и общий стиль, атмосферу предмета, структуру навигации и обратной связи с учащимися, выбор инструментария навигации и т.д. Необходимо учитывать, чтобы исходно заданный внешний вид и структура не претерпевали значительных изменений в ходе разработки программного продукта. Изменения, которые вносятся на более поздних этапах разработки, могут привести к сбою программы.
Основной дизайн определяет детальную проработку учебного предмета или курса, внешнего вида контекстных меню и каждого окна. Конечно, на данном этапе проще вносить изменения, чем в общей концепции, но обязательно каждое изменение должно быть зафиксировано в специальном журнале в письменном виде.
На этапе производство создается непосредственно разработка самого программного продукта. Здесь уже материалы компонуются в модули, создаются перекрестные ссылки, организуется взаимодействие различных частей электронного управления программой, оцифровываются звук, графика.
Тестирование ЭОР происходит на каждом этапе производства для того. чтобы итоговый программный продукт совпадал с определенными дидактическими целями. Также важно техническое тестирование программного продукта, которое направлено на выявление ошибок в программе.
Итоговое тестирование ЭОР должно, проводится в созданных экспериментальных группах под наблюдением комиссии и разработчиков. Целями итогового тестирования ЭОР являются:
— проверить работу всех модулей обучающей программы в реальном режиме;
— выявить неточности в изложении учебного материала и программной реализации продукта;
— провести оценку эффективности организации интерфейса ЭОР, при этом фиксируя затруднения у учащихся при работе с программным продуктом, если таковые есть;
— пополнить базу результатов выполнения тестовых заданий для осуществления проверки их валидности [5].
1.3. Требования к электронным образовательным ресурсам на уроках информатики

Picture of Леонид Федотов
Леонид Федотов
Окончил НИУ ВШЭ факультет компьютерных наук. Сам являюсь кандидатом наук. По специальности работаю 13 лет, за это время создал 8 научных статей и 2 диссертации. В компании подрабатываю в свободное от работы время уже более 5 лет. Нравится помогать школьникам и студентам в решении контрольных работ и написании курсовых проектов. Люблю свою профессию за то, что это направление с каждым годом становится все более востребованным и актуальным.