В 70-80 гг. XX в. концепцию проблемного обучения развивали А. М. Алексюк, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. И. Кругляк, Т. В. Кудрявцев, С. Ф. Жуйков, Н. Г. Дайри, В. В. Заботин, Л. С. Айзерман и другие. Сущность этой концепции, по мнению одного из выдающихся теоретиков и практиков проблемного обучения Винцента Оконя, заключается в том, что «проблемное обучение основывается не на передачи готовой информации, а на получении учащимися определенных знаний и умений путем решения теоретических и практических проблем» [1] . Свою практическую деятельность В. Оконь основывал на создании различных дидактических ситуаций, соответствующих особенностям того, кто учится, его уровню знаний и интеллектуальным возможностям. По В. окон, мастерство педагога прежде всего проявляется в организации проблемных ситуаций: «Учитель здесь должно быть деликатным, но внимательным ко всему режиссером, незаметно для учащихся вводит их в мир науки, техники и искусства — в мир человеческой культуры» [2]. Выдающийся педагог И. Я. Лернер дает свое обоснование рассматриваемой концепции «Проблемное обучение заключается в том, что в процессе творческого решения учащимися проблем и проблемных задач в определенной системе происходит творческое усвоение знаний и умений, овладение опытом творческой деятельности … формирование общественной активности высоко развитой, сознательной личности … »[3] И. Я. Лернер вводит и определяет такие понятия, как проблема, проблемный вопрос и проблемная ситуация.
И. Я. Лернер дает нам классификацию методов проблемного обучения:
— проблемное изложение (создав проблемную ситуацию, преподаватель не только подает окончательное решение проблемы, но и демонстрирует сам процесс решения)
— частично-поисковый (преподаватель планирует шаги решения проблемы, а ученик самостоятельно ее решает)
— исследовательский (преподаватель организует творческую, поисковую деятельность ученика по решению новых проблем).
Сторонники данной концепции считали, что идеи проблемного обучения смогут компенсировать недостатки традиционного, устаревшего метода. По мнению M. К Скаткина, «введение проблемного обучения не устраняет опасности механического заучивания школьниками … всего учебного материала. Чтобы предупредить такую опасность, необходимо, излагая учебный материал, четко выделять главные факты и идеи науки … то же время нужно систематически формировать у школьника умение находить ответы на вопросы, возникающие в различных случаях» [6]. Мы соглашаемся, что благодаря удачному сочетанию методов в учебном процессе, правильно определенном задаче, созданию проблемных ситуаций в тех, кто учится, появляется заинтересованность в получении новой для них информации, способствует развитию мотивации учебно-познавательной деятельности, стимулирует творческую активность и самостоятельность при решении учебных проблем. Каждая проблемная ситуация требует продуктивной речевой-мыслительной активности.
Проблемное обучение, по мнению В. В. Ягупова, имеет свои недостатки, его «не всегда можно использовать из-за сложности изучаемого, неподготовленность субъектов учебного процесса … Наверное, оправдывает себя комплексное использование традиционного и проблемного обучения, взаимно дополняют друг друга и компенсируют недостатки ».
К разновидности активных методов обучения принадлежит достаточно популярный на сегодня за рубежом и в РФ метод случаев и ситуаций. Использование этого метода, ориентированного на предметный и социальный смысл практической деятельности, стимулирует возникновение познавательных и профессиональных мотивов и интересов студентов, понимание значимости знаний, которые усваиваются, активную позицию относительно своего профессионального и общего развития.
Метод случаев и ситуаций в различных источниках трактуется по-разному в зависимости от перевода и назначения.
Конечно, метод случаев и ситуаций имеет много общего с деловыми играми, дискуссиями, тренингами, проблемным обучением, но главное отличие заключается «скорее всего в специфическом учебном эффекте, к которому он должен привести». Кроме того, существует «золотое правило» данного метода «кейс — это всегда подарок, преподаватель дарит студентам и себе. Однако есть опасность увлечься подарками, превратить проведения кейсов в самоцель. На наш взгляд, кейс теряет свою целесообразность, если отрывается от программы, выпадает из логики курса.
Некоторые ученые относят метод случаев и ситуаций (кейс-метод) к методам проблемного обучения. Кейс-метод по форме совпадает с частично-поисковым методом (учитель создает проблемную ситуацию, формулирует проблему, привлекает учеников к ее решению) и с исследовательским методом (ученики в условиях проблемной ситуации выделяют проблему, формулируют ее и решают).
Настоящее требует особой модели обучения с альтернативной педагогической технологии, которая бы максимально учитывала гуманистическую направленность современного образования. Нужны такие учебные ситуации, в которых учащиеся должны продемонстрировать свою начитанность, эрудицию, культуру мышления и речи, способность к созданию оригинальных идей, предложений, подходов.
Таким образом, мы считаем, что метод случаев и ситуаций, будучи интерактивным методом обучения, призванный выработать у учащихся навыки применять оптимально приобретенные знания в уникальных и нестандартных ситуациях. Преимущество его еще и в том, что он развивает инициативность, самостоятельность и ответственность. Однако, для большей эффективности метод случаев и ситуаций следует применять в комбинации с другими интерактивными методами.
Таким образом, проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонично развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, а также способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что она не пасует перед проблемами, а стремится их решить, при этом имеем дело с творческой личностью, всегда способной к поиску. Так войдя в жизнь, ребенок будет более защищена от стрессов. Поэтому учитель должен каждый урок строить так, чтобы у учащихся постоянно был устойчивый интерес, учебная активность и желание творить и познавать.
Методические приемы формирования проблемных ситуаций на уроках истории
- Анфиса Суханова
- История
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.