В Федеральном законе от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О науке и государственной научно-технической политике» инновации определяют как «введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услугу) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.2
Определение, приведенное в Руководстве Осло, рекомендациях по сбору и анализу данных по инновациям, разработанных ОЭСР и Евростатом, говорит, что инновация (нововведение) — это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого на практике.3
Наиболее практичным и широко используемым определением инновации является следующее: инновация — внедренное/коммерциализованное новшество.
Инновационная организация — это организация, главным направлением которой является научно-исследовательская деятельность, деятельность по созданию и реализации продукции на инновационном рынке.4
Объектами инновационного рынка являются результаты инновационной деятельности (РИД), существующие в трех формах:
а) вещественная форма — в виде опытных установок, оборудования, инструментов и т.д.
б) невещественная форма — результаты НИР и проектно-конструкторских работ в виде конструкторской документации, аналитического отчета, методического описания и др.
в) знания и опыт в сфере сопровождения и обслуживания инновационной деятельности (консалтинг, маркетинг, проектное управление и др.)
Все экономические отношения, возникающие по поводу купли и продажи РИД, а также оказания услуг в инновационной сфере, называют трансфером технологий или технологическим обменом. Под инновационной технологией понимается принципиально новая технология, востребованная частными компаниями для решения конкретных задач, результат внедрения которой в производство (в виде нового продукта или процесса) приносит высокий коммерческий результат. Тип производства, при котором технологические инновации являются ключевым ресурсом называется инновационным. В зарубежной научной литературе его также называют наукоемким.
Субъектами инновационного рынка выступают инновационные организации, которые могут играть роли создателей (разработчиков) инновационного продукта, посредников (то есть продавцов инновационной продукции), или покупателей (потребителей) инновационной продукции.
Разработкой инноваций могут заниматься крупные предприятия, средние и малые инновационные фирмы, отраслевые научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, инжиниринговые организации и др.
Когда инвестор вкладывает средства в венчурные предприятия, существует ряд условий: высокий риск инвесторов, так как денежные средства выделяются на безвозвратной основе, без гарантий и на длительный срок; инвестор участвует в управлении инновационной организацией; у инвестора есть доля в уставном капитале.
Венчурные организации бывают следующих трех типов:
а) Корпоративные венчурные структуры. Привлекают на предприятия новые технологии и идеи из внешних источников. Конкурентоспособность таких предприятий растет за счет ускорения процессов модернизации и обновления продукции.
б) Внутренние венчуры. Это появившиеся в составе корпораций относительно независимые структуры. У таких подразделений есть определенная независимость в организации работы, в выборе персонала и направлений исследований.
в) Самостоятельные венчурные организации. Они нацелены на поиск и разработку принципиально новых инновационных решений, освоение опытных образцов и доведение результатов разработок до уровня коммерциализации. Они могут работать как по заказу, так и по собственной инициативе.
Спиноф (Spin-off) — это компания, изначально взращенная в научно- исследовательском институте, университете, лаборатории или другой организации в качестве структурного подразделения, но принявшая затем решение стать самостоятельной компанией. Это не совсем то, что привыкли называть «дочерней» компанией — скорее
«отпочковавшаяся» и ставшая независимой компанией. Создание спинофа как правило связано с тем, что бизнес-модель «родительской организации» не подходит для коммерциализации вновь созданного продукта, и спиноф отделяется в самостоятельную компанию для поиска новой эффективной бизнес-модели.
Стартап (Startup) — это компания, созданная для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели. Воспроизводимость — это возможность многократно продать полученное решение. Масштабируемость — возможность существенного роста проекта. Помимо этого, важной отличительной особенностью стартапов является технологичность. В основе большинства из них лежат некие технологические ноу-хау. В отличие от спинофа стартап не имеет «родительской организации».
Малые инновационные предприятия (МИП) — это созданные в соответствии с федеральным законом № 217-ФЗ компании. Их отличием является то, что научные учреждения и вузы являются соучредителями и вносят в уставный капитал интеллектуальную собственность.
Потенциальными покупателями на рынке инноваций могут выступать органы государственного управления и местного самоуправления, государственные, муниципальные и коммерческие предприятия и организации, а также непосредственно население. В свою очередь, группа предприятий и организаций, как потребителей инновационной продукции, неоднородна и может быть разделена на ряд сегментов по различным признакам: отраслевая принадлежность, размер предприятия, форма собственности, местоположение и др.
Место и роль рынка инновации в современной эконоике.
- Фаина Сафонова
- Международные отношения
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.