Основными местными налогами являются земельный налог и налог на имущество физических лиц в связи с чем муниципальным образованиям в целях формирования доходной части бюджетов необходимо развивать территории, оформляя земельные участки соответствующим образом, проводить эффективную политику в сфере оборота земель, проводить инвентаризацию имущества физических лиц, ее качественную оценку и постановку физических лиц на соответствующий учет.
1.3. Нормативное правовое регулирование формирования доходов бюджетов муниципальных образований
В целях раскрытия общих тенденций правового регулирования процесса формирования доходов бюджетов муниципальных образований, в том числе в зарубежных странах, систематизируем данные исследования И.А. Аветисяна:
— в подавляющем большинстве стран нормативные правовые основы формирования бюджета, его управлением закреплены в конституциях и основных законах, которыми определяются ключевые фигуранты данного процесса такие как:
— законодательный орган (парламент, совет депутатов);
— глава государства (президент);
— правительство;
— губернатор;
— глава муниципального образования;
— финансовый орган (министерство финансов, управления финансов региональных бюдетов, департаменты, комитеты финансов органов местного самоуправления).
В указанных категориях закрепляются основные полномочия указанных выше участников бюджетного процесса:
— управление процесса формирования бюджетов регламентируется специальными правовыми актами, имеющими нормативный характер;
— управление процесса формирования бюджетов в разных странах имеет как общие черты, так и специфические особенности. При этом специфические особенности обусловлены тем, что в разных странах различная форма правления и государственное устройство. Например форма правления президентская, государственное устройство федеративное, унитарное, конфедеративное. Данная специфика определяет бюджетное устройство и бюджетную систему той или иной страны;
— общим для всех стран с разной формой правления и государственным устройством при организации бюджетным процессом, является то, что бюджет государства в обязательном порядке должен быть утвержден законодательным органом государственной власти (законом или решением);
— в отдельных странах, например, РФ, ФРГ, государственный бюджет подлежит утверждению в виде единого законодательного акта, в котором отражаются как доходы бюджета так и его расходы. А вот например в Канаде, Великобритании, США, доходы утверждаются одним законодательным актом а расходы другим [21].
Нормативную правовую основу бюджетного процесса составляют нормы бюджетного права, которые представляют установленные органами государственной власти правила поведения участников бюджетного процесса, выражение которых находит в установленных для них полномочиях. Такие правовые нормы классифицируются на материальные и процессуальные.
Материальные нормы бюджетного права определяют бюджетное устройство и бюджетную систему государства, определяют состав доходных источников, определяют функции и полномочия каждого из участников бюджетного процесса по получению того или иного дохода.
Бюджетный кодекс РФ является основным нормативным правовым актом, на основании которого реализуется бюджетный процесс в России, в том числе происходит формирование бюджетов.
Одним из ключевых нормативных правовых актов, который устанавливает основные виды налогов как федеральных так и региональных, регулирует порядок их введения и прекращения на соответствующей территории, устанавливает налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, устанавливает налоговые льготы, устанавливает нормативы при распределении отдельных налогов по соответствующим уровням бюджетной системы РФ, иными словами в целом регулирует механизм обращения денежных средств в пользу государства является Налоговый кодекс РФ.
Нормативы отчислений в соответствующие бюджеты также отражены в БК РФ, которые непосредственно влияют на формирование бюджетов.
Местные бюджеты утверждаются органами местного самоуправления и имеют статус Решения (Решение о бюджете). Основными нормативными правовыми актами в Российской Федерации, регулирующие основы формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований, являются Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления».
В соответствии со статьей 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Исходя из вышеизложенного делаем вывод о том, что основными нормативными правовыми актами и источниками в области формирования доходов бюджета муниципального образования является Конституция РФ, которая устанавливает разграничение полномочий, Налоговый кодекс РФ устанавливающий основные виды налогов, Бюджетный кодекс РФ и соответствующие подзаконные акты на уровне Российской Федерации, уровне субъекта РФ и муниципального образования, регулирующие определенные отношения применительно к соответствующей территории и условиям хозяйствования.
Изученные теоретические и нормативные правовые аспекты формирования доходов бюджетов муниципальных образований, изученная структуру и особенности местных бюджетов позволили нам определить основные направления при проведении анализа формирования налоговых доходов бюджетов муниципальных образований, при проведении которого используем имеющиеся отчетные данные, размещенные на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации. Анализ позволит нам выявить сильные и слабые стороны доходной части бюджетов муниципальных образований, роль местных налогов в формировании доходной части бюджетов, послужит основанием для разработки мероприятий по повышению доходов, если будет такая необходимость.