Принцип сочетания прямой и представительной демократии. Он проявляется в том, что наряду с формами прямой демократии (местным референдумом, муниципальными выборами, отзывом выборного должностного лица и др.) местное самоуправление может быть реализовано через деятельность формируемых органов местного самоуправления (представительного органа, главы муниципального образования).
Надлежащая организация публичной власти на любом уровне, федеральном, региональном и местном строиться на соблюдении конституционных принципов осуществления власти в государстве. Одним из таких основополагающих принципов является закрепленный в Конституции принцип разделения властей, который позволяет не только распределить властные полномочия между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимно уравновесить все ветви власти, не дать им возможности выйти за рамки своих компетенции [3; с.78]. По-другому, этот принцип еще называют «системой сдержек и противовесов», реализуемой как «по горизонтали» (между ветвями власти), так и «по вертикали» (между различными уровнями власти).
Если обратиться к ст. 10 Конституции РФ, то можно сказать, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Однако про муниципальную власть, которую осуществляют органы местного самоуправления там ничего не сказано. Получается, что данный принцип не реализуются на местном уровне.
Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо обратиться к положениям ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Ни одна статья данного нормативно-правового акта не закрепляет полноценного разделения властей между органами местного самоуправления. Начать следует с того, что на уровне местного самоуправления отсутствует законодательная ветвь власти, все законы принимаются на уровне субъектов федерации, и это в свою очередь позволяет не допустить излишней запутанность в иерархии нормативных актов в системе источников российского права.
Также ст. 34 ФЗ № 131 закрепляет структуру органов местного самоуправления, состоящую из представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно – распорядительного органа муниципального образования), контрольно-счетного органа муниципального образования, иных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Исходя из этого можно отметить, что на уровне местного самоуправления действует не принцип разделения властей, а принцип разделения компетенции.
Мнения авторитетных ученых на этот счет достаточно разнообразны. Барабашев Г.В. полагает, что на уровне местного самоуправления необходимо создать и развивать систему сдержек и противовесов, которые защищали бы население от необоснованных действий, как представительного органа власти, так и главы администрации. Васильев В.И., делает упор на то, что на местном уровне принципы разделения властей не применяются, но в тоже время достаточно важное практическое значение будет иметь наделение каждого органа местного самоуправления своей определенной компетенцией, отличающей его действия от действий иных органов, действующих на уровне местного самоуправления. Овчинников И.И., поддерживая позицию последнего автора, отмечал, что для обеспечения эффективного функционирования местного самоуправления важно оптимально разграничить полномочия муниципальных органов власти и управления, обеспечить им возможность осуществления взаимного контроля.
Важнейшим элементом системы управления обществом и государством является гласность. Демократизм управленческой деятельности выражается в возможности граждан влиять на выработку решений вопросов, затрагивающих их интересы, права свободы обеспечиваются с помощью публичности. Принцип гласности реализуется открытым характером деятельности органов местного самоуправления и в систематическом информировании населения. Таким образом, данный принцип в организации местного самоуправления проявляется в полной ее прозрачности, в предоставлении населению информации о состоянии в муниципальном образовании, что дает возможность гражданам участвовать в делах местного значения.
Формами обеспечения гласности в работе органов местного самоуправления являются: отчетность депутатов и выборных должностных лиц перед населением, встречи с избирателями, выступления в средствах массовой информации. Гражданам предоставляется возможность на получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления. Исключение составляет Закон РФ от 21.07.1993 «О государственной тайне». К государственной тайне относятся: сведения в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.
Под принципом гласности понимается создание в деятельности органов местного самоуправления необходимых условий для участия граждан в контроле за работой муниципальных органов, в решении вопросов местного значения. Население реализует права на правотворческую инициативу в вопросах, отнесенных к местному значению. Подтверждением этого положения может послужить ст. 25 Федерального закона № 131-ФЗ: на органы местного самоуправления накладывается обязанность рассмотрение проектов правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением на открытом заседании с участием представителей населения. Результаты решений обнародуются. Осуществление принципа гласности органами местного самоуправления состоит в создании необходимых условий для участия граждан в контроле за работой муниципальных органов, принятия решений по вопросам местного характера. При решении населением вопросов местного значения, отнесенных к правотворческой инициативе, на органы местного самоуправления накладывается обязанность рассматривать проекты правовых актов, которые подлежат внесению населением на открытое заседание с участием представителей населения. Итоги рассмотрения должны быть официально опубликованы. В действительности решения важных проектов по вопросам местного значения, таких как проект устава муниципального образования, могут быть опубликованы в целях обсуждения их населением. На основании объективной информации о состоянии местных дел граждане обращаются в органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями, жалобами. Обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления давать ответ по существу индивидуальных и коллективных обращений граждан в течение одного месяца закрепляется в ст. 26 вышеуказанного закона.
Еще одним способом осуществления принципа гласности в деятельности местного самоуправления являются публичные слушания, общественные обсуждения.
Местное самоуправление в жизни граждан РФ
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.