Избирательный процесс представляет собой деятельность субъектов избирательного процесса, осуществляемая посредством реализации демократических выборов, путем совершения в определенной последовательности определенных предусмотренных законодательством действий в установленном порядке и в установленные сроки целью которых является формирования выборных органов публичной власти.
Стадии избирательного процесса на территории РФ можно представить в виде следующей схемы (см. схему №1)
Схема №1.
Немаловажно заметить, что любая стадия избирательного процесса охраняется как административным, так и уголовным законодательством РФ. Иными словами, на любой стадии могут возникнуть такие правоотношения, которые выйдут за пределы допустимости действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с главой 19 УК РФ, к преступлениям, посягающим на политические права и свободы личности относятся (см. схему №2):
Схема №2.
Тенденцией законодательства также можно считать наличие общей нормы, которая формулируется как воспрепятствование осуществлению гражданином избирательного права или права участвовать в референдуме, а также за еще целый ряд нарушений, связанных с избирательным правом, например, фальсификация итогов голосование, нарушение порядка осуществления деятельности избирательных компаний и т.п.
Непосредственным объектом рассматриваемых преступлений являются нарушение право избирать и быть избранным в единстве с общественными отношениями в области реализации гражданами своих политических прав и обязанностей по отношению к государству.
Немаловажно заметить, что непосредственный объект преступления может изменяться в зависимости от того, на что направлено преступное посягательство. Так, например, непосредственный объект ст. 141 УК РФ, носит двойственный характер: это может быть как установленный законодательством порядок финансирования избирательной компании или референдума или же права граждан на свободное волеизъявление в ходе проводимых выборов и референдумов.
Анализируя вышеперечисленные составы преступлений, можно прийти к выводу, что они носят сложный и диспозитивный характер. Как правило, уголовная ответственность наступает за совершение одного из действий, предусмотренных диспозицией вышеперечисленных статей. Вышеописанные преступления совершаются несомненно путем активных действий.
Немаловажно отметить, что, проводя сравнение российского и зарубежного законодательства можно прийти к выводу о том, что как таковое уголовное законодательство не содержит определения избирательных прав граждан. Противоправные деяния представляют собой совершение любого действия, которое каким-либо образом нарушило бы право избирать и выть избранным. Различные действия, связанные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения выступают в российском уголовном законодательстве как обстоятельство отягчающее совершенное деяние (например, п. «а» ч.2 ст. 141 УК РФ).
Немаловажно заметить, что в соответствии со ст. 7 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», голосование должно проводиться тайно. Нарушение подобного условия также являться основанием для наступления уголовной ответственности, при этом, не важно какие общественно опасные последствия могут возникнуть в результате нарушения тайны голосования.
Воспрепятствование реализации гражданином своих политических прав, совершается, несомненно в умышленной форме и представляет собой такую ситуацию, которая не позволяет гражданам реализовать как свое активное, так и пассивное право. Иное воспрепятствование в работе избирательных комиссий может быть представлено, например, в противодействии как работе всей избирательной комиссии, так и оказание воздействие на определенного человека, в том числе и оказанное противоправными способами.
Многие нарушения, связанные с избирательными правами связаны с фальсификацией итогов голосовая, а также избирательных документов и документов референдума. Уголовная ответственность за данные преступления предусмотрена ст. 141 и 141.1 УК РФ. Данные деяния также имеют ряд квалифицирующих признаков, к которым можно отнести совершение их группой лиц по предварительному сговору, с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения. Кроме того, законодатель ввел в ст. 141 УК РФ ч.3, к диспозиции которой было отнесено незаконно изготовление, хранение или перевозка незаконно изготовленных избирательных документов (бюллетеней, открепительных удостоверений). Иными словами, законодатель несколько криминализировал уже существовавшую ранее административную ответственность за вмешательство в работу избирательной комиссии, немного усовершенствовав и усложнив законодательную конструкцию, возложив за совершение вышеуказанных действий уголовного наказания.
Еще одним деянием, получившим меру наказания в виде уголовной ответственности представляют собой действий, направленные на нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Ответственность за данные действий предусмотрена ст. 141.1 УК РФ.
Законодательство о финансировании стало средством борьбы против превращения выборов в соревнование финансовых возможностей той или иной партии, того или иного кандидата. Основной принцип, которым руководствуется законодатель, состоит в обеспечении равенства всех кандидатов, то есть в обеспечении равных финансовых условий’ для кандидатов, участвующих в выборах.
На законодательном уровне понятия «фальсификация итогов голосования было закреплено в ст. 79 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». К данным действиям были отнесены (см. схему №3):