Учитывая специфику применения мер административного принуждения, следует разделить их на две группы: общие и специальные. К первой группе следует отнести все меры административного принуждения. К специальным мерам административного принуждения относятся лишь те, которые применяются исключительно в отношении несовершеннолетних.
Следует отметить, что ко второй группе, в отдельных случаях, стоит отнести лиц, не достигших возраста административной ответственности. Анализ существующих взглядов на содержание государственного принуждения позволяет выделить следующие его характерные признаки:
Субъектами применения государственного принуждения выступают компетентные государственные органы, их должностные лица и иные специально уполномоченные законом субъекты, обладающие специальными силами и средствами.
Государственное принуждение представляет собой внешнее психическое или физическое воздействие на сознание, волю и поведение субъектов.
Государственное принуждение применяется при наличии соответствующих оснований.
Государственное принуждение применяется для достижения определенных целей.
Государственное принуждение реализуется в виде соответствующих мер, являющихся юридическими последствиями несоблюдения правовых предписаний.
В зависимости от вида государственного принуждения такими целями могут быть:
предупреждение противоправных деяний и иных нежелательных для общества и государства последствий, вызванных экстремальными социальными условиями;
пресечение противоправных деяний;
восстановление существовавшего до причинения вреда положения вещей;
обеспечение законного порядка возникновения, реализации и развития материальных правоотношений;
наказание правонарушителей.
Таким образом, государственное принуждение, в том числе административное, это необходимый элемент государственной власти. Принуждение является одним из способов воздействия на сознание и поведения субъектов административного права. Его цель — принудить определенных лиц придерживаться законодательства, то есть отказаться от совершения каких-либо противоправных действий. При всей важности института административного принуждения, в научном сообществе не сложилось как однозначного его понимания, так и четкой классификации административно-принудительных мер, что создает определенные трудности. При этом надлежащее использование метода административного принуждения в деятельности органов государственной власти позволяет обеспечить эффективность управленческой деятельности, правомерность действий участников такой деятельности, что обуславливает важность дальнейшего изучения данного института и необходимость его четкой нормативной регламентации.
Многие исследователи считают, что в случае применения мер административного принуждения необходимо исключительно по основаниям, которые закреплены на законодательном уровне, без учета оценочных понятий.
Любое ограничение прав и свобод граждан в соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации допустимо только по основаниям федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вывод к первой главе
Таким образом, можно сформулировать следующее определение, содержащее все существенные признаки рассматриваемого понятия: «Административное принуждение полиции в отношении граждан – это применяемые должностными лицами органов внутренних дел на основании и в порядке, установленных федеральным законом, меры индивидуального характера, которые заключаются в обязании субъекта действовать определённым образом или, наоборот, воздержаться от определённых действий, независимо от его воли и желания, в целях предупреждения, пресечение нарушений законодательства, причинения вреда охраняемым законом интересам, а также привлечения лиц, виновных в совершении административных правонарушений, к административной ответственности».
Меры процессуального принуждения в административном судопроизводстве
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.