С предыдущими исследователями согласна А.Р. Кожаринова. Она вспоминает концепцию Рашкоффа, согласно которой медиавирусы вводят в инфосферу завуалированные идеи, являющиеся, по сути, «идеологическими кодами». Медиавирусы, в свою очередь, могут распространяться при помощи коротких семиотических фрагментов — мемов [11].
Классификаций у мемов множество. Их можно делить по самым разным признакам. Так, в зависимости от способа зарождения мемы подразделяются на [7]:
•самозарождающиеся мемы, являющиеся абсолютно народным творчеством (вирусняк, мем в чистом виде);
•кооптированные мемы, которые при спонтанном возникновении мгновенно подхватываются для раскрутки заинтересованными сторонами с определенной целью;
•преднамеренно созданные юзерами или маркетологами мемы (т. н. «форсед мем»).
В зависимости от семиотического признака мемы подразделяются на [20]:
•аудиальные мемы (девизы, слоганы, песни – «Между нами тает лёд!»);
•визуальные мемы (макросы, картинки, эдвайсы, демотиваторы, фотожабы, комиксы, фейсы и пр.);
•текстовые мемы (стихотворения – «Стишки-пирожки», словесные выражения, слоганы, неологизмы – «Крымнаш»);
•смешанные (креолизованные) мемы (сочетающие в себе аудиальные и визуальные признаки видеомемы, совмещающие в себе вербальный и визуальный контент картинки с текстом).
Частично к текстовым (скорее, вербальным) мемам могут быть отнесены т. н. смысловые мемы, представляющие собой события и явления, которые стали мемами без семантического представления, сами по себе [25]. В качестве примера можно привести историю, вызвавшую ажиотаж в начале 2015 г. в Оренбурге, когда ученицы танцевальной школы в откровенных нарядах «пчелок» станцевали эротический танец (тверк). Это видео попало в интернет, приведя общественность к возмущению его откровенным содержанием. Так, благодаря СМИ, выражение «тверкающие пчелки» или «оренбургские пчелки» быстро превратилось в мем. Таким образом, несмотря на то, что формально в качестве источника мема выступал видеоролик, в данном случае самим мемом является последовавшая за публикацией ролика история.
Мемы можно классифицировать также в зависимости от каналов распространения, мемы подразделяются на [21]:
– интернет-мемы, являющиеся одними из наиболее популярных и массовых видов;
– мемы, распространяемые в печатной прессе, на телевидении, радио;
– мемы, распространяемые посредством каналов личной коммуникации (общение одного лица с аудиторией, межличностное общение).
Стоит отметить, что указанный принцип классификации является условным, что обуславливается возможностью распространения одних и тех же мемов по различным каналам.
В зависимости от срока жизни, интернет-мемы подразделяются на [6]:
– долгосрочные мемы, активно распространяемые пользователями значительно дольше, чем длилась ставшая основой для мема история;
– краткосрочные мемы, спонтанно перестающие быть актуальными.
Срок распространения мема занимает в зависимости от обстоятельств от пары дней до пары лет. Далее происходит остановка или замедление процесса репликации. Мем вытесняют новые, другие мемы. Иными словами, наступает «период пресыщения». В некоторых случаях мем остается известным исключительно для узкой аудитории интернет-пользователей.
В зависимости от стиля, интернет-мемы подразделяются на [1]:
– агитационные;
– мотивирующие (демотивирующие);
– ироничные и пр.
В зависимости от специфики, интернет-мемы подразделяются на [10]:
– общие;
– локальные (специализированные), в качестве носителей, которых выступают представители разных субкультур или профессий (медики, IT-специалисты, любители электронной музыки, рокеры).
В зависимости от источника появления, мемы рассматриваются в качестве прообраза феномена конкретной истории, события, цитаты, персоны, конкретной фотографии и пр., например:
– мемы-цитаты, возникающие из произнесенных публичными лицами высказываний (фраза министра иностранных дел С. Лаврова «Дебилы, бл..»);
– мемы-события (простреливший себе ногу в тире вице-премьер Д. Рогозин, заснувший в ходе церемонии открытия в Сочи Олимпиады премьер-министр Д. Медведев) [13].
В свою очередь каждый из видов мемов тоже подвергается делению по признакам. Например, существует классификация визуальных и текстово-визуальных интернет-мемов, представленная в статье Александра Горбачева «Все развлечения «Вконтакте». В данном случае автор унифицирует понятие мема до его самого распространенного типа – вирусной картинки. Среди таких мемов выделяются по структурным типам следующие виды [28]:
– персонажные мемы, в качестве основы которых выступает изображение определенного специфического персонажа, где вербальная функция выполняется визуальной составляющей (мем с изображением закатывающего глаза актера Р. Дауни-мл.);
– двусоставные мемы, представляющие собой двухчастное высказывание (завязка и панчлайн). В большинстве случаев двухсоставным мемом является картинка с текстом, который ее обрамляет (эдвайс, картинка-демотиватор);
– ситуативные мемы, являющиеся мемами-комиксами с типовой схемой, где изменения происходят в отдельных элементах (комикс в виде разделенного на четыре части квадрата, представляющего сценку с политиком В. Жириновским из четырех частей);
– синтаксические мемы, основой которых является повторяющаяся структура текста, где отдельные элементы изменяются по смыслу (мем из известного афоризма «Можно бесконечно смотреть на три вещи…» с заменой последней части выражения на что-то другое);
– компаративные мемы, базирующиеся на сопоставлении между собой 2-3 изображений (мем «Ты и тот парень»).
Мемы как инстурмент конфликтной коммуникации в интернете: хайп и конфронтация
- Diplom777
- Конфликтология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777