Таким образом, можно представить психологическую защиту в виде естественного феномена, который предохраняет психику человека от дезорганизации и который направлен на то, чтобы предупреждать поведенческие расстройства. Подобная деятельность психики личности находит реализацию в форме специфических приёмов по переработке информации, позволяющие сохранить оптимальный для человека уровень самоуважения, если он находится в состоянии эмоционального конфликта.
1.3 Влияние семьи и социального окружения на формирование функции психологической защиты личности
Процесс развития человека неразрывно связан с окружающей его средой, но наибольшую роль в социализации как ребёнка, так и юношей и девушек играет его социальное окружение. Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Но кроме всего выше перечисленного как ответная реакция организма формируются психологические механизмы защиты. Стоит отметить и тот факт, что чем негативнее социальное окружение ребенка, тем более сформированы у него механизмы психологической защиты.
Рассмотрим более детально процессы, происходящие с ребёнком на разных уровнях социализации.
Первичный уровень (малые группы: семья, друзья).
Наиважнейшую роль в социализации и формировании защитных психологических функций у человека играет семья. Именно на уровне этого социального института ребёнок приобретает более 90% социальных и психологических навыков.
Следующим неотъемлемым компонентом успешной социализации является такая социальная группа, как друзья. В коллективе однолеток человек приспосабливается и ищет схожие черты поведения или интересы. Замечено, что, наблюдая за другими людьми, особенно сверстников, на подсознательном уровне может рисоваться картина совершенно иного мировосприятия, чем та, которую прививали в семье. Эта ситуация вызывает внутренний конфликт между старой и новой информацией и так же провоцирует образование психологических защитных процессов.
Вторичный уровень (школа, армия, государство).
На данном уровне непосредственное влияние оказывают такие учебно-воспитательные учреждения как школа и армия. Кроме своих познавательных функций они оказывают и психотравмирующий эффект, а следовательно являются одним из факторов влияющих на формирование психологических защитных функций организма. Также на формирование психологических защитных функций организма влияет и культурное окружение..
Родителям надо быть особенно внимательными к тому, что читает их ребёнок, какие фильмы смотрит и в какие игры он играет. К сожалению, на данном этапе развития общества не вся литература, игры и художественные фильмы играют позитивную роль в развитии человека. В случае когда социальное окружение является негативным или когда родители уделяют не достаточно времени воспитанию могут развиться различные девиации в поведении.
Девиация – отклонение от нормы. Девиантное поведение – это поведение, которое отклоняется от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах. С данной проблемой общество столкнулось достаточно давно, но, как и механизмы психологической защиты, она недостаточно изучена. Изучением данной проблемы занимались такие известные учёные как: Ананьев, Ковалёв, Мертон, Патаки, Короленко, Донских и многие другие.
Особенно острой проблемой является девиантное поведение не только подростков, но и детей младшего школьного возраста. Главным причинами этой негативной ситуации учёные считают:
— проблемы в семье;
— проблемы с одноклассниками;
— переходный возраст;
— «уличную романтику», представленную в кино и книгах;
— негативный пример друзей;
— желание обратить на себя внимание.
Так, Ковалёв В.В. в своих работах обращает внимание на то, что подростковая девиация поведения имеет 3 типа (таблица 3).
Таблица 3
Девиация поведения как база для последующего формирования механизмов психологической защиты личности
Социально-психологические девиации:
-антидисциплинарное поведение;
-асоциальное поведение;
-противоправное поведение;
-аутоагресивное поведение. Клинико-психопатические девиации:
-патологические;
-непатологические. Личностно-динамические девиации:
-«реакции»;
-«развития»;
-«состояния».