Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Механизмы и инструменты регионального управления

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В настоящее время региональное управление и со стороны федерального центра, и со стороны конкретных регионов нацелена также на структурную перестройку экономики на инновационный путь развития и активизацию внутренних потенциалов территорий. Здесь в качестве основных инструментов выступают: наукограды, технополисы, особые экономические зоны, кластеры, промышленные парки и т.д.
Таким образом, результатом применения различных инструментов и методов является изменение состояния объекта регионального управления – регионального социально-экономического комплекса. Глубинными же результатами управления регионом становятся изменение форм организации производства и общественного (территориального) разделения труда, изменение территориальной структуры регионального воспроизводства.

1.3 Программно-целевое управление как основной инструмент регионального управления

Методологической базой формирования социально-экономического развития регионов в последнее время является программно-целевой подход.
Целью внедрения программно-целевых принципов и методов в деятельность органов исполнительной государственной власти является формирование системы стратегического планирования и повышения эффективности бюджетных расходов.
Можно дать следующее определение: программно-целевой подход – это система методов и методических приемов, обеспечивающую постоянную направленность деятельности по управлению, принятию прогнозно-управленческих решений и процессов их решения на итоговые результаты, учитывая перспективные цели развития. Программный подход предполагает увязку поставленных задач с ресурсами и организацию выполнения мероприятий.
Выделим основные принципы программно-целевого подхода к социально-экономическому развитию регионов:
программно-целевой подход представляет собой систему, или комплекс методов и методических приемов;
программно-целевой подход выступает способом решения больших и серьезных проблем;
программно-целевой подход предполагает постановку целей и ориентирует на их достижение;
этот подход необходим для принятия адекватных целям управленческих решений;
программно-целевой подход, имеющий прогнозный характер, увязывает поставленных задач с ресурсами;
программно-целевой подход реализовывается посредством организации выполнения мероприятий.
Как полагают специалисты, достоинства программно-целевого метода заключаются в том, что при его применении можно привлекать дополнительные финансовые и материальные ресурсы, чтобы решить проблемы, которые требуют длительного инвестиционного цикла.
По мнению Е.С. Димаковой, главными достоинствами программно-целевого планирования выступают: ориентированность на решение сложных задач; долгосрочное планирование, предоставляющее возможность оценивать среднесрочный и долгосрочный эффект (социальный, экологический, экономический); системный подход к разработке комплекса разнообразных мероприятий, взаимоувязанных с точки зрения ресурсов и сроков, чтобы достичь запланированных целей; более открытый порядок разработки программ и процессов их выполнения в сравнении с другими прогнозными методами; высокая прозрачность программных мероприятий, наличие контроля за эффективным расходованием государственных финансов; обеспечение быстрой и действенной корректировки мероприятий программы, которые позволяют быстро изменять намеченную политику и оперативно реагировать на смену условий выполнения программы; возможность сотрудничать в ходе программы органам власти разных уровней и частного сектора экономики.
Несмотря на проведенные бюджетные реформы, принципам и механизмам программно-целевого управления до сих пор отводится роль большей частью формальных атрибутов бюджетного процесса. Они довольно слабо используются для обоснования величины и приоритетов финансирования бюджетными средствами, чтобы достичь целей политики государства, и позволяют лишь весьма поверхностно оценивать работу органов исполнительной власти. Одной из причин такого состояния дел служит недостаточная проработанность подходов к созданию и контролю за реализацией программных инструментов.
Схема управления целевыми программами представлена в приложении 1.Государственная программа содержит федеральные целевые программы и подпрограммы, включающие и ведомственные целевые программы, а также значимые мероприятия государственных органов власти.
Подпрограммы ориентированы на поставленные цели и решение вопросов, входящих в государственную программу. Предоставление финансовых средств осуществления государственных программ относительно расходных обязательств Российской Федерации совершается на основе бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета, и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Таким образом, одним из важных методов регионального управления является программно-целевой. Эффективность применения этого метода в законодательном регулировании доказана возможностью решать отдельные крупные проблемы государственного и регионального строительства. Он включает выделение целей, приоритетных направлений, формирование целевых заданий, выражаемых в плановых показателях, определение потребности в ресурсах, разработку мер для реализации поставленных целей и т.д.

Picture of Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.