На протяжении многих лет контроль за оборотом оружия в нашей стране осуществляли подразделения МВД России, как и ранее подразделения МВД СССР, которые являлись основными субъектами контроля в данной сфере. В настоящее время контроль за оборотом оружия осуществляется Федеральной службой войск национальной гвардии России (далее – Росгвардией). Следовательно, создание Росгвардии привело к изменению субъектного состава органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере оборота оружия. Росгвардия наделена полномочиями в сфере контроля за оборотом оружия в РФ в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 9 ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». Однако, в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ полиция остается субъектом контроля в лицензионно-разрешительной сфере. Так, в соответствии со статьями 12 и 13 данного закона, на полицию возлагаются обязанности и права в сфере контроля за оборотом оружия в РФ. Так, полиция обязана: – участвовать в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан; – осуществлять прием и хранение до передачи в территориальные органы Росгвардии добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ и т.д. А также, в данной сфере полиции предоставлены такие права, как: – проверять места хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, если имеются данные, дающие основания подозревать граждан в совершении преступления, либо имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении; – проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения (использования) ими гражданским или служебным оружием и т.д. Порядок участия в мероприятиях по контролю за соблюдением законодательства в сфере оборота оружия определяется МВД России совместно с Росгвардией. Новые условия осуществления лицензирования требуют от сотрудников полиции обеспечить эффективный государственный контроль за предметами и объектами лицензионно-разрешительной системы, учитывая подход к данному виду деятельности как к оказанию государственных услуг населению. Перераспределение государственных контрольно-надзорных функций в указанных сферах в связи с созданием Росгвардии влечет образование новых, как внутриведомственных, так и межведомственных механизмов их реализации. В настоящее время был сделан первый шаг, направленный на разрешение проблемы «дублирования функций», создан некий межведомственный механизм взаимодействия. Так, 18 августа 2018 года был принят совместный приказ МВД России и Федеральной службы войск национальной гвардии РФ № 652/360 «О некоторых вопросах участия полиции в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан». Однако, данный документ не регулирует порядок взаимодействия Росгвардии и МВД России на должном уровне. Он регламентирует сохранность прав полиции при выявлении нарушений в сфере оборота оружия, принимать меры в пределах установленной компетенции. Следовательно, функции полиции и Росгвардии в данной сфере остаются пересекающимися, что на наш взгляд является недостатком. Стоит отметить, что осуществление взаимодействия Росгвардии и МВД России регламентировано нормативно-правовыми актами (далее – НПА), которые, также, не устанавливают детального порядка взаимодействия. К таким НПА относятся: п. 4 ст. 9 ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и п. 14 Указа Президента «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации», который указывает на необходимость Росгвардии руководствоваться НПА МВД России, определяющими порядок реализации контрольно-надзорных функций в сферах оборота оружия до формирования новой нормативно-правовой базы . Стоит также сказать, что правонарушения в сфере оборота оружия, в соответствии с КоАП РФ и УК РФ, посягают на общественный порядок и общественную безопасность. Составление протоколов об административных правонарушениях отнесено к компетенции должностных лиц как органов внутренних дел, так и Росгвардии, а расследование преступлений осуществляется дознавателями и следователями органов внутренних дел. Соответственно, указанное направление организации взаимодействия обоснованно может рассматриваться как мера обеспечения правопорядка, общественной безопасности и противодействия преступности в целом. Следовательно, в данной сфере также прослеживается некая двойственность функций Росгвардии и МВД России. На основании анализа законодательства, регулирующего правоотношения в сферах оборота оружия и практики его реализации видно, что необходимо закрепить в межведомственных нормативно-правовых актах основы сотрудничества, позволяющие обеспечить выполнение полномочий как Росгвардии, так и полиции при минимальных ресурсных затратах, не допустив при этом снижения качества государственного контроля.
МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И РОСГВАРДИИ ПРОБЛЕМА ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.