Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Механизм и аппарат государства

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Собственно о категории принципов механизма государства высказываются достаточно малый круг теоретиков, чаще всего заменяя его понятием принципов организации и деятельности государственного аппарата. Так, понятие принципов механизма государства встречается в учебнике по теории государства и права А.В. Малько. Д.В. Березовский указывает, что под принципами следует понимать «руководящие правовые начала, предписания требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования государственного механизма».
Под принципами механизма государства следует понимать основополагающие положения его формирования и функционирования, нацеленные на обеспечение наиболее благоприятных условий для его эффективной работы и достижения целей, задач государства. Принципы должны охватывать как саму систему формирования структурных элементов механизма государства, так и процесс их деятельности, принятия и реализации государственных решений, материально-техническое и иное ресурсное обеспечение.
К признакам принципов механизма государства можно отнести:
— это есть основополагающие, наиболее значимые положения, на которых строиться вся система организации и функционирования механизма государства, результат объективных общественных и политических процессов;
— они являются подвижными и эволюционно изменчивыми. Некоторые из них приобретают устойчивую форму и используются достаточно длительный период, другие исчезают из государственной практики;
— принципы механизма государства опосредованы политическим режимом, политическим и правовым сознанием нации, идеологией, культурой и традициями политической жизни;
— принципы механизма государства формируются объективно под влиянием множества внутренних и внешних факторов, совершенствуясь в ходе самой государственной управленческой практики;
— формирование новых принципов, их формальное закрепление и общественное обоснование непосредственно связано с государственной волей исходя из направлений и тенденций развития государств с использованием научных теорий и доктрин;
— принципы механизма государства могут иметь четкое юридическое оформление в норме-принципе, либо по смыслу выводиться из нормативных положений, характера и практики функционирования реальной модели механизма государства, либо выступать в качестве «аксиомы», правила, исторически утвердившегося на протяжении длительного времени;
— принципы механизма государства по своей природе носят больше практический, чем теоретический характер;
— данные принципы носят общеобязательный характер и в равной мере распространяются на всех участников государственного управления;
— принципы механизма государства универсальны и должны иметь единое содержательное значение и практику реализацию на всех уровнях и сферах государственной системы управления, на всей территории государства вне зависимости от её национально-государственного устройства;
— они достаточно устойчивы и постоянны в рамках определенного типа государства. Могут изменяться путем радикальных реформ, постепенного и последовательного обновления, рецепции.
Принципы механизма государства формируются под воздействием ряда факторов и зависят от характера политического режима в стране, политических и социальных традиций, менталитета нации, исторических условий, рецепции внешних моделей и политических, правовых учений. Как правило, в каждой национальной государственной системе можно выделить ряд специфических, характерных только для неё принципов механизма государства. В системе принципов механизма государства всегда присутствует ведущее, основополагающее положение, которое предопределяет всю структуру организации и деятельности механизма в соответствие с историческими и политическими конъюнктурами. Именно от него зависят и производные принципы, которые в целом должны представлять взаимосвязанную и взаимообусловленную систему.
Консерватизм и устойчивость приобретают только те принципы, которые эффективно апробировали себя в разных политических ситуациях и позволяют добиться наибольшего результата в реализации поставленных перед государством целей и задач. Копировать данные принципы достаточно сложно, т.к. они взращены собственными внутренними политическим процессами, ассимилированы в собственном государственном аппарате и отражают политическое и правовое сознание определенной нации в конкретных исторических условиях. В.С. Нерсесянц также напрямую соотносил принципы механизма государства с типом и формой самого государства, что выступает вполне закономерно и доказательно. Для каждого формационного типа государства можно определить свой ведущий принцип формирования и функционирования механизма государства. Так, для феодальных государств был характерен принцип вассально-служебной системы построения механизма государства. Как правило, функционирование системы власти напрямую связывалось с исполнением служебно-зависимых обязанностей по отношению к носителю высшей власти или более высокому феодальному чину. Зачастую использовался механизм аристократического, наследственного отправления государственной службы, без привязки к профессиональным и личным качествам.
Современная российская модель механизма государства практически полностью трансформировала предшествующие принципы его организации и деятельности, больше опираясь на опыт европейских стран, чем собственные исторические традиции. Это объективно закономерно и подтверждается диалектическими законами.
Представляется целесообразным классифицировать принципы механизма государства по ряду оснований: общие и частные, принципы формирования и функционирования (организации и деятельности) механизма государства, принципы государственного аппарата и собственно организации и функционирования механизма государства.
Таким образом, принципы построения и деятельности всего механизма государства играют одну из самых определяющих ролей, т.к. от их рационального использования и эффективности работы будет напрямую зависеть результативность всего государственно-управленческого процесса и реального достижения стоящих перед государством задач. Приоритетными должны стать принципы открытости и профессионализма организации и функционирования механизма государства, которые во многом должны быть обусловлены наличием конкурентоспособной, ответственной, ротационной системой государственного управления.

Picture of Валерий Авдеев
Валерий Авдеев
Более 12 лет назад окончил КНИТУ факультет пищевых технологий, специальность «Технология продукции и организация общественного питания». По специальности работаю 10 лет, за это время написал 15 научных статей. Являюсь кандидатом наук. В свободное время подрабатываю в компании «Диплом777», занимаясь написанием курсовых и дипломных работ. Люблю помогать студентам и повышать их уровень осведомленности в своем предмете.