Собственно о категории принципов механизма государства высказываются достаточно малый круг теоретиков, чаще всего заменяя его понятием принципов организации и деятельности государственного аппарата. Так, понятие принципов механизма государства встречается в учебнике по теории государства и права А.В. Малько. Д.В. Березовский указывает, что под принципами следует понимать «руководящие правовые начала, предписания требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования государственного механизма».
Под принципами механизма государства следует понимать основополагающие положения его формирования и функционирования, нацеленные на обеспечение наиболее благоприятных условий для его эффективной работы и достижения целей, задач государства. Принципы должны охватывать как саму систему формирования структурных элементов механизма государства, так и процесс их деятельности, принятия и реализации государственных решений, материально-техническое и иное ресурсное обеспечение.
К признакам принципов механизма государства можно отнести:
— это есть основополагающие, наиболее значимые положения, на которых строиться вся система организации и функционирования механизма государства, результат объективных общественных и политических процессов;
— они являются подвижными и эволюционно изменчивыми. Некоторые из них приобретают устойчивую форму и используются достаточно длительный период, другие исчезают из государственной практики;
— принципы механизма государства опосредованы политическим режимом, политическим и правовым сознанием нации, идеологией, культурой и традициями политической жизни;
— принципы механизма государства формируются объективно под влиянием множества внутренних и внешних факторов, совершенствуясь в ходе самой государственной управленческой практики;
— формирование новых принципов, их формальное закрепление и общественное обоснование непосредственно связано с государственной волей исходя из направлений и тенденций развития государств с использованием научных теорий и доктрин;
— принципы механизма государства могут иметь четкое юридическое оформление в норме-принципе, либо по смыслу выводиться из нормативных положений, характера и практики функционирования реальной модели механизма государства, либо выступать в качестве «аксиомы», правила, исторически утвердившегося на протяжении длительного времени;
— принципы механизма государства по своей природе носят больше практический, чем теоретический характер;
— данные принципы носят общеобязательный характер и в равной мере распространяются на всех участников государственного управления;
— принципы механизма государства универсальны и должны иметь единое содержательное значение и практику реализацию на всех уровнях и сферах государственной системы управления, на всей территории государства вне зависимости от её национально-государственного устройства;
— они достаточно устойчивы и постоянны в рамках определенного типа государства. Могут изменяться путем радикальных реформ, постепенного и последовательного обновления, рецепции.
Принципы механизма государства формируются под воздействием ряда факторов и зависят от характера политического режима в стране, политических и социальных традиций, менталитета нации, исторических условий, рецепции внешних моделей и политических, правовых учений. Как правило, в каждой национальной государственной системе можно выделить ряд специфических, характерных только для неё принципов механизма государства. В системе принципов механизма государства всегда присутствует ведущее, основополагающее положение, которое предопределяет всю структуру организации и деятельности механизма в соответствие с историческими и политическими конъюнктурами. Именно от него зависят и производные принципы, которые в целом должны представлять взаимосвязанную и взаимообусловленную систему.
Консерватизм и устойчивость приобретают только те принципы, которые эффективно апробировали себя в разных политических ситуациях и позволяют добиться наибольшего результата в реализации поставленных перед государством целей и задач. Копировать данные принципы достаточно сложно, т.к. они взращены собственными внутренними политическим процессами, ассимилированы в собственном государственном аппарате и отражают политическое и правовое сознание определенной нации в конкретных исторических условиях. В.С. Нерсесянц также напрямую соотносил принципы механизма государства с типом и формой самого государства, что выступает вполне закономерно и доказательно. Для каждого формационного типа государства можно определить свой ведущий принцип формирования и функционирования механизма государства. Так, для феодальных государств был характерен принцип вассально-служебной системы построения механизма государства. Как правило, функционирование системы власти напрямую связывалось с исполнением служебно-зависимых обязанностей по отношению к носителю высшей власти или более высокому феодальному чину. Зачастую использовался механизм аристократического, наследственного отправления государственной службы, без привязки к профессиональным и личным качествам.
Современная российская модель механизма государства практически полностью трансформировала предшествующие принципы его организации и деятельности, больше опираясь на опыт европейских стран, чем собственные исторические традиции. Это объективно закономерно и подтверждается диалектическими законами.
Представляется целесообразным классифицировать принципы механизма государства по ряду оснований: общие и частные, принципы формирования и функционирования (организации и деятельности) механизма государства, принципы государственного аппарата и собственно организации и функционирования механизма государства.
Таким образом, принципы построения и деятельности всего механизма государства играют одну из самых определяющих ролей, т.к. от их рационального использования и эффективности работы будет напрямую зависеть результативность всего государственно-управленческого процесса и реального достижения стоящих перед государством задач. Приоритетными должны стать принципы открытости и профессионализма организации и функционирования механизма государства, которые во многом должны быть обусловлены наличием конкурентоспособной, ответственной, ротационной системой государственного управления.
Механизм и аппарат государства
- Валерий Авдеев
- Производственный маркетинг и менеджмент
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Валерий Авдеев
Более 12 лет назад окончил КНИТУ факультет пищевых технологий, специальность «Технология продукции и организация общественного питания». По специальности работаю 10 лет, за это время написал 15 научных статей. Являюсь кандидатом наук. В свободное время подрабатываю в компании «Диплом777», занимаясь написанием курсовых и дипломных работ. Люблю помогать студентам и повышать их уровень осведомленности в своем предмете.