По данным Роспотребнадзора, за последние 20 лет число курильщиков в стране увеличилось на 440 тыс. человек. В настоящее время курят 65% мужчин и до 30% женщин. Среди 15–19-летних курят 40% юношей и 7% девушек, при этом в день они выкуривают в среднем 12 сигарет и 7 сигарет соответственно. Если представить эти данные в абсолютных числах, то окажется, что в России курят более 3 млн. подростков: 2,5 млн. юношей и 0,5 млн. девушек. И с каждым годом их число растет.
Из этого следует, что на рынке табачной продукции с каждым годом спрос будет только расти, а значит и производство тоже будет увеличиваться, несмотря на различные преграды.
2.3 Доля импортной продукции на рынке
В данный момент на рынке табачной продукции РФ представлено около 900 разновидностей наименований табачных изделий, из них можно выделить примерно 350 семейств сигарет иностранного и отечественного производства. В России в табачной отрасли заняты около 65 тыс. человек и функционируют порядка 58 табачных предприятий [1].
По итогам 2018 года основные производители сигарет в России занимают следующие позиции:
— компания «Japan Tobacco International» (JTI) (производители: ООО «Петро», г. С-Петербург; ЗАО «Лиггетт-Дукат», г.Москва), имеет долю на рынке в размере 34,4%;
— компания «Philip Morris International» (PMI) (производители: ЗАО «Филип Моррис Ижора», Ленинградская обл.; ОАО «Филип Моррис Кубань», г.Краснодар), имеет долю на рынке в размере 27,6%;
— компания «British American Tobacco» (BAT) (производители: ОАО «Бритиш Американ Тобакко-СПб», г.С-Петербург; ОАО «Бритиш Американ Тобакко-СТФ», г.Саратов), имеет долю на рынке в размере 21,5%;
— компания «Imperial Tobacco Group» (ITG) (производители: ООО «Империал тобакко — Волга», г.Волгоград; ЗАО «Империал тобакко — Ярославль», г.Ярославль), имеет долю на рынке в размере 6,1%;
— ОАО «Донской табак», г.Ростов-на-Дону, имеет долю на рынке в размере 8,8% [1]. Совокупная доля указанных компаний на российском рынке сигарет составляет 98,4 %. Остальные участники рынка имеют доли около 2,6%.