Его суть заключается в том, что цены обладают гораздо большей склонностью к росту, чем к снижению. Это объясняется, в первую очередь, неэластичностью заработной платы, а также тем, что многие фирмы обладают монопольными рычагами влияния, при помощи которых они могут противостоят снижению цен в периоды низкого спроса. Действие «эффекта храповика» проиллюстрировано на рис. 1.4.
Рис. 1.4 — Эффект храповика
Так, при росте совокупного спроса от AD1 до AD2, равновесное положение смещается от E1 до E2. При этом, реальный объем производства растет от Y1 к Y2. Уровень цен также повышается – от P1 до P2. Если вдруг совокупный спрос снизится от AD2 до AD1, экономика уже не вернется в свое первоначальное равновесное положение (то есть, в точку E1) и возникнет новое равновесие (E3), при котором будет сохранен былой уровень цен P2. Объем производства окажется ниже своего первоначального уровня и закрепится в точке Y3.
Таким образом, эффект храповика приводит к смещению кривой совокупного предложения от P1aAS до P2E2AS. Смещение кривой AS влияет также на равновесный уровень цен и реальный объем национального производства (рис. 1.5).