В рамках первой модели, у психолога и директора складываются довольно тесные личные отношения. Психолог – частый посетитель кабинета директора (заместителя). За закрытыми дверями они ведут длинные, загадочные для других сотрудников разговоры. Директору нравится обсуждать с этим умным и внимательным слушателем школьные проблемы, советоваться по деликатным вопросам, прислушиваться к его наблюдениям и рассуждениям.
Иногда предметом обсуждения становятся и личные проблемы директора. На совещаниях и педсоветах директор, ставя перед коллективом определенную задачу, может бросить фразу: «Вот и наш психолог (так)…», «Мы обсуждали эти вопросы с психологом…». Тем самым психолог выделяется с коллектива, к его мнению и оценке начинает придаваться особое значение. Такая позиция изначально неэффективна и приводит к осложнениям, потому что любая попытка сменить эту позицию приводит к нарушению деловых отношений. Хотя данная позиция позволяет психологу реально влиять на педагогические процессы, но для самого психолога она может иметь плачевные последствия: он становится объектом сплетен и пересудов, на него часто жалуются начальству, а его неудачи вызывают злорадство. В такой ситуации наиболее действенными методами воздействия на коллектив оказываются административные меры, которые лишь снижают эффективность психологической работы.
Позиция «Сам себе специалист» по многим своим характеристикам прямо противоположная. Спросите директора (заместителя) в такой школе, есть ли у него психолог и чем он занимается, и получите ответ: «Есть и что-то там делает». Психолог в такой системе отношений может существовать практически отдельно от школьного коллектива, все знают о его существовании, но никто не понимает, чем он занимается. Его работа несистематическая и эпизодическая, отделенная от повседневных школьных забот. С руководителями заведения он практически не общается или общение это случайное, формальное.
Третья позиция является наиболее перспективной: «Психолог – школьный сотрудник». У него есть круг своих обязанностей, и он имеет возможность самостоятельно и достаточно автономно осуществлять их.. Администрации учреждения необходимо знать, в какой и именно поддержке в данный момент есть необходимость, чтобы вовремя ее осуществлять.
Психолог — учительский коллектив. Сотрудничество психолога с педагогическим коллективом должно базироваться на основе равноценного и равноправного сотрудничества. У учителя и школьного психолога есть общая цель – ребенок, его благополучие и развитие.
Равноправие, в частности, проявляется в той профессиональной позиции, которую занимает педагог-психолог по отношению учителю. Он не является ни носителем передовой научной позиции, на которую должны равняться «рядовые» педагоги, ни просителем, которому необходимо доказывать значение и нужность своей работы педагогу. Он является необходимым звеном учебно-воспитательного процесса, обладающего своими профессиональными возможностями, которые должны быть органично вплетены в повседневную педагогическую практику учителя. Без взаимного обмена информацией ни педагог, ни педагог-психолог не могут грамотно помочь школьнику, что испытывает те или иные школьные трудности, найти оптимальные условия для его обучения и развития.
Отношение к психологу учителей, классных руководителей, сказывается и на контактах с детьми. В любом случае учителя ближе к школьникам, их мнение традиционно значимое, педагог-психолог в первые годы работы в школе не может рассчитывать на равноценный авторитет, не всегда к его словам прислушиваются. В процессе повседневного общения с педагогическим коллективом можно выделить следующие модели поведения практического психолога «самый Умный» и «Один из нас».
Позиция «самый Умный» провоцируется стилем поведения самого психолога, Она имеет ярко выраженное ироническое окраски, которое выражают, обычно, учителя с большим стажем работы.
Такая реакция учителей провоцирует возникновению благородного желания психолога, особенно начинающего, «научить, как надо», частое использование научной терминологии, часто непонятной учителям, а также на излишнюю критичность в отношении того, как строилась деятельность до прихода психолога в заведение. При возникновении проблем учителя часто снимают с себя ответственность, обращаясь к психологу с требованием «сделать что-нибудь, если такой умный». В любом случае данная позиция неэффективна.
Стиль отношений «Один из нас» находится ближе, чем другие, к некоторой оптимальной позиции. Он позволяет психологу устанавливать равноправные деловые отношения, налаживать дружеские контакты.
Ни одна модель поведения психолога в школе не может быть полноценной в управлении образовательным учреждением без взаимопонимания и сотрудничества психолога с учениками, педагогами и администрацией учебного заведения.
Любое название в пределах темы: «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы»
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.