Международная федерация экспедиторских ассоциаций, сокращенно FIATA от начальных букв ее наименования на французском языке “Federation Internationale des Associations de Transitaires et Аssimiles”, была создана в Вене (Австрия) 31 мая 1926 г. 16 национальными и региональными экспедиторскими ассоциациями ряда европейских стран. FIATA — это самая крупная неправительственная организация мира, представляющая экспедиторскую отрасль хозяйства в 150 странах мира. Отрасль насчитывает более 40 тысяч предприятий всех форм собственности, на которых трудятся почти 10 млн. сотрудников.
1.2 Логистические подходы к совершенствованию транспортно-экспедиционной деятельности предприятия
Россия занимает первое место в мире по размеру территории. Огромная страна, где некоторые населенные пункты находятся на значительном удалении друг от друга. Далеко не везде есть аэропорты, не в каждой местности можно проложить железнодорожные пути, не все реки подходят для судоходства, дороги в регионах пригодные для подъезда многотонных фур.
Несмотря на сложности, связанные с большой площадью и неблагоприятными климатическими условиями в ряде регионов, перевозка грузов по России осуществляется достаточно эффективно, в том числе и в сложном Дальневосточном регионе.
Для совершенствования транспортно-экспедиционной деятельности предприятия можно предложить следующие пути:
Совершенствование в области оказываемого сервиса;
Совершенствование в области расширения оказываемых услуг;
Обновление автопарка и т.д.
На современном этапе логистический потенциал предприятий становится платформой для активного развития предпринимательства, а также его глобализации. Именно интернационализация международных внешнеэкономических связей, постепенное усложнение материальных и информационных платформ между производственными процессами, создание инновационных гибких распределительных систем при одновременном усилении конкурентной борьбы способствуют появлению импульса в глобализации логистической системы.
Учёный Б.А. Аникин в своём научном исследовании выделяет несколько факторов, которые могут влиять на интеграцию логистики в международное пространство:
Необходимость сокращения затрат логистической системы и совершенствования логистического обслуживания круга потребителей;
Потребность в росте объёма продаж посредством стратегического освоения новых сегментов, которые могут быть и зарубежные рынки;
Возникновение иностранных транспортных посредников, которые обладают развитой предпринимательской инфраструктурой, включающей инновационные и информационные технологии;
Активизация промышленных компаний, ключевым принципом деятельности которых является международное разделение трудовых отношений, применение новейших компьютерных технологий, что способствует быстрой интернационализации в мировую логистическую цепь;
Долгосрочное развитие внешнеторговых отношений, сокращение нагрузки в экосистеме, внедрение логистических инноваций как аспекты развития глобализационного потенциала [4,6].
Главные принципы развития логистического сервиса взаимосвязаны между собой и обуславливают следующие положения:
1. Максимальное соотношение требований к логистическому сервису со стороны целевой аудитории к характеру товарного потребления;
2. Тесная взаимосвязь логистического сервиса с маркетинговыми возможностями предприятия;
3. Гибкость логистической системы служит предпринимательской платформой с учётом изменений во внутренней среде рыночного сегмента.
Логистический сервис на предприятии может быть организован по-разному, поэтому существует негласная классификация его видов:
Логистический сервис, ориентированный на удовлетворение возникающих потребительских запросов. Здесь сервисное обслуживание носит комплексный характер, который отражается на уровне качества, готовности беспрерывного построения системы «заказ-поставка»;
Логистический сервис, ориентированный на оказание материального потока в производственном назначении;
Логистический сервис, ориентированный на послепродажное потребительское обслуживание;
Логистический сервис, ориентированный на информационное обслуживание целевой аудитории;
Логистический сервис, ориентированный на финансовое обслуживание. Здесь подразумевается существование системы скидок и льгот, которая может быть предоставлена потребителю [8].
Заказчика транспортных услуг могут привлечь следующие качественные характеристики перевозки груза:
минимальный срок доставки товара;
сохранность перевозимого груза;
удобная процедура заключения договора;
минимальный срок от заключения договора до подачи под погрузку подвижного состава и выполнения заказа на доставку товара;
удобство расчетов за перевозку;
своевременное документальное подтверждение приема (сдачи) груза перевозчиком;
гарантии доставки товара в согласованные сроки без опозданий;
своевременное документальное подтверждение приема (сдачи) груза перевозчиком.
По оценкам западных специалистов показатели качества транспортного обслуживания распределяются в следующем порядке:
надежность поставки;
своевременность информации о выполнении договора перевозки и удобство ее анализа, выполнение принятых обязательств;
удобное взаимодействие в процессе заключения договора и выполнения доставки;
возможность кредита при оплате транспортных услуг;
продолжительность цикла обслуживания (измеряется временем от получения заказа до его выполнения).
Для того чтобы гарантировать высокое качество оказываемой услуги, а значит, и высокого уровня сервиса, транспортным компаниям приходится подходить к организации своей деятельности максимально ответственно:
Контролировать время выезда
Избегать задержек при транспортировке
Эффективно составлять логистическую карту маршрута
Поддерживать транспортные средства в хорошем состоянии, своевременно обновлять автопарк
Налаживать связи с транспортными и таможенными структурами
Поддерживать связь с клиентами, предоставлять им информацию в полном объеме, проводить опросы, помогающие улучшить качество перевозки грузов по России [14].