Этот литературный роман подразумевает цепочку нетривиальных соответствий и перекличек многих стихотворений Ахматовой с поэзией Блока, аллюзии и образы; при этом «блоковский» текст Ахматовой начал складываться до того времени, как личные отношения поэтов стали особенно значимыми, и не распался бесследно, когда эти отношения утратили свое прежнее значение и даже, когда умер Блок. Блоковская тема не сводится только к стихотворению «Я пришла к поэту в гости…» (январь 1914), но данных для точной адресации Блоку других стихотворений «Четок» недостаточно. Так, вековая, безбрежная, могучая тоска Блока и тоска Ахматовой, несмотря на различие их поэтических систем, передавали одно мироощущение, восходили к одному источнику – российской действительности, свидетельствовали о неблагополучии мира. Социальные противоречия эпохи по-разному проявлялись в тонких психологических пейзажах Ахматовой и в стихах о России Блока.
Творчество Ахматовой этого периода было тесно связано с акмеизмом.
В сборнике «Белая стая» (1917) личные переживания героини пополняются темами современной жизни, библейскими мотивами, появляется признания в любви к родной земле, намечается новая глобальная тема ахматовской лирики – гражданская тема. Как отмечает О. Мандельштам, «Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России». Очевидно, что новые интонации скорбной торжественности, молитвенность, сверх личное начало разрушали привычный стереотип ахматовской поэзии, сложившийся у читателя ее ранних стихов.
В течение восемнадцати лет после выхода в печать сборников «Подорожник» (1921), «Anno Domini» (1921) А. Ахматова не публиковалась, что было обусловлено разными причинами: расстрел Н.С. Гумилева в 1921 году, бывшего мужа поэтессы, обвиненного в так называемом «Таганцевском заговоре» против революции, неприятие творчества Ахматовой советской критикой. В сборниках звучит скорбь о судьбе родной страны и сливается с темой отрешенности от суетности мира, присутствуют мотивы «великой земной любви», которые окрашиваются настроениями мистического ожидания «жениха».
После 1924 года поэзия А. Ахматовой с романтических мотивов меняется на социальные мотивы.
В 1940 году появляется сборник «Из шести книг». Это время отмечено глубокими потрясениями в жизни страны и судьбы А. Ахматовой. Поэма «Реквием» отразила нелегкую судьбу женщины, чьи близкие люди страдали от репрессий. Так и Ахматова провела семнадцать месяцев в очередях печально известной тюрьмы «Кресты» после ареста сына. Это произведение одно из первых поэтических творений, посвященных жертвам репрессий 1930-х годов. В 1963 году «Реквием» был опубликован в Мюнхене, но в СССР это произведение увидело свет только в 1987 году.
В 1962 году была окончена лирико-эпическая «Поэма без героя», последнее крупное произведение поэтессы, над которым она работала в течение двадцати двух лет. Трагедийный сюжет самоубийства молодого поэта перекликается с темой надвигающегося крушения старого мира. Это уникальное произведение, отражающее взгляд автора на современную ей эпоху: от Серебряного века до Великой Отечественной войны. Поэма отличается богатством образного содержания, отточенностью слова, ритмики, звучания.
В этом же году Ахматову выдвигают на Нобелевскую премию, что означает факт международного признания. В 1964 году Ахматова получает престижную литературную премию в Риме «Этна-Торина» «за 50-летие поэтической деятельности и в связи с недавним изданием в Италии сборника стихов», а в 1965 – становится доктором литературы в оксфордском университете и публикует последний прижизненный сборник «Бег времени».
В 1966 году 5 марта Анна Ахматова умерла в возрасте 76 лет и была похоронена в Санкт-Петербурге в поселке Комарово. В своей короткой автобиографии, составленной в 1965 году, перед самой смертью, Ахматова писала: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных»
Лирика А.Ахматовой : тематика, проблематика, пафос.
- Людмила Филатова
- Литература
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Филатова
Я училась в ЛГУ имени А. С. Пушкина на филологическом факультете. Сейчас преподаю в университете литературу. Кроме этого подрабатываю репетитором и автором курсовых и дипломных работ по поему направлению. За время преподавания я написала 16 научных статей, поэтому с удовольствием делюсь своими знаниями со школьниками и студентами. На сайте «Диплом777» зарегистрирована уже три года, и часто уровень заработка превышает основной уровень дохода, чему я безмерно рада.