Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Лирический герой в творчестве Байрона и Лермонтова

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Столь же трагичен и образ Прометея в стихотворении «Прометей» (1816). Поэт изобразил в нем героя, подвергающегося преследованиям за то, что хотел облегчить боль всех живущих на земле людей, «и хотя страдания Прометея свыше всяких сил, он не смиряется перед Тиранией Громовержца. Героика трагического образа Прометея в том, что он может «и смерть в победу обращать». Легендарный образ греческого мифа и трагедии Эсхила обретает в стихотворении Байрона черты гражданской доблести, мужества и бесстрашия».
В 1817 года в творчестве поэта начинается новый период, который обычно называют «итальянским». В это время начинается национально-освободительное движение в Италии, участником которого был сам Байрон. В Италии было закончено одно из самых известных произведений Байрона — поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809-1817).
В поэме появляется романтический герой нового типа – мечтатель, не желающий оставаться в лицемерном обществе и тщательно анализирующий собственные переживания. Разочарованный Чайльд Гарольд бежит от привычной цивилизации в дальние страны. При этом он совершенно не способен к практической деятельности, предаваясь лишь созерцанию и размышлениям.
Последним произведением Байрона стала эпическая поэма «Дон Жуан». В ней наметился кризис романтического героя. Байроновский Дон Жуан – совсем не исключительная личность, это обычный человек, вынужденный приспосабливаться к обстоятельствам. Романтическим героем в традиционном понимании в поэме является, скорее, греческий пират Ламбро, однако он несет в себе отрицательные, демонические черты. По словам Г.В. Аникина и Н.П. Михальской, «с его образом связано представление о жестокости мира, враждебного красоте и гармоничности естественного чувства».
Раннее творчество М.Ю. Лермонтова отмечено влиянием Байрона. В нем ощущаются тот же мятежный дух, неприятие действительности и налет разочарованности, которые присущи великому англичанину. Сам юный российский поэт писал об этом так:
Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Герой ранней лирики Лермонтова очень близок герою Байрона. Он очень юн, но полон разочарования и стремится бежать от людей, слиться с природой. Постепенно он отходит от внешних влияний, начав искать свой путь в поэзии. Однако мотивы печали, одиночества, отсутствия свободы присутствуют и в зрелом творчестве поэта:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно…
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка…
Наиболее характерные для Лермонтова романтические герои появляются в поэмах «Мцыри» и «Демон». Мцыри в одноименной поэме, подобно другим романтическим персонажам, противостоит толпе. Однако роль толпы здесь играет не светское общество, а монахи, в кругу которых рос и воспитывался юноша. Мцыри презирает монахов за то, что они боятся реальной жизни, находясь во власти религиозных догматов. Как пишет П.А.Мезенцев, «лермонтовский герой томится любовью по своей отчизне, он весь в стремлении к своему народу, мечтает слиться с родной стихией. Такого романтика еще не знала литература».
Лишь три дня проводит Мцыри на свободе, ощущая себя частью природы, но эти дни становятся для него дороже долгой жизни в неволе:
… за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…
По словам П.А. Мезенцева, «образом Мцыри Лермонтов завершил создание яркой свободолюбивой, готовой во имя своих идеалов на самую решительную борьбу человеческой личности».
Над поэмой «Демон» Лермонтов работал на протяжении всей своей сознательной жизни. В ней образ романтического героя обретает вселенский масштаб: «герой поэмы — воплощение гордого познания и полного отрицания установленного миропорядка. По силе мысли, по беспредельности своего существа он равен богу; созданный для того, чтобы сеять зло в мире, Демон тяготится своей участью, ибо земля и земная жизнь устроены настолько несовершенно, а люди заражены такими пороками, что сеять зло никакого труда не составляет»:
В отличие от «земных» героев, Демон не бежит от мира людей, а, напротив, стремится слиться с ним. Как пишет П.А. Мезенцев, «романтические герои по большей части стремились слиться с вечной природой, стать ее звуком, ее сверкающей льдинкой или парящим орлом, только бы покончить со своей причастностью к ничтожному человечеству, злу и порокам земного существования. Лермонтовский герой весь в пафосе очеловечения, в пафосе гуманности, в стремлении слиться с общим для всех бытием, в жажде свергнуть с себя иго сверхчеловека».
Однако мир не принимает Демона. Герой поэмы Лермонтова губит любящую его Тамару и вновь погружается в пучину зла, одиночества и гордого презрения ко всему, что его окружает. Таким же разочарованным и полным презрения к человечеству предстает перед читателем Печорин – герой главного произведения Лермонтова «Герой нашего времени».
На основании вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы:
Романтический герой, оказавшийся наиболее близким классикам русской литературы, сформировался в творчестве Байрона. Впервые подобный образ появился в его цикле «Романтические поэмы». Это деятельная и активная натура, действующая лишь во имя своих личных целей. Восхищаясь ими, Байрон одновременно иронизирует над их эгоистической природой.
В поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» появляется романтический герой нового типа – мечтатель, не желающий оставаться в лицемерном обществе, заменяющий практическую деятельность рефлексией и самоанализом.
Раннее творчество М.Ю. Лермонтова отмечено влиянием Байрона. В нем ощущаются тот же мятежный дух, неприятие действительности и налет разочарованности, которые присущи великому англичанину. Наиболее характерные для Лермонтова романтические герои появляются в поэмах «Мцыри» и «Демон».

Picture of Людмила Филатова
Людмила Филатова
Я училась в ЛГУ имени А. С. Пушкина на филологическом факультете. Сейчас преподаю в университете литературу. Кроме этого подрабатываю репетитором и автором курсовых и дипломных работ по поему направлению. За время преподавания я написала 16 научных статей, поэтому с удовольствием делюсь своими знаниями со школьниками и студентами. На сайте «Диплом777» зарегистрирована уже три года, и часто уровень заработка превышает основной уровень дохода, чему я безмерно рада.