По мнению Клюева, «рабочий набор коммуникативных стратегий, присущих индивиду или группе индивидов», составляет коммуникативную компетенцию личности. Кроме того приводятся следующие трактовки: коммуникативной тактики − «в качестве совокупности практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия», которая «соотносится с набором коммуникативных намерений»; коммуникативного намерения − «в качестве тактического хода, являющегося практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели»; коммуникативного опыта − как совокупности «представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или неведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий».
Американские исследователи Дж. М. Лэйхиффа, Дж. М. Пенроуза в качестве базовых принципов коммуникативной стратегии личности выделяют тактичность, персональность, позитивность, активность, цельность, связность, ясность, краткость, удобочитаемость и унификацию. Данные принципы являются универсальными, поскольку могут применяться практически в любых ситуациях коммуникационного взаимодействия. Наряду с этим можно выделить и специфические принципы коммуникативной деятельности, которые целесообразно применять в конкретных ситуациях.
Так, Дж. М. Лэйхифф и Дж. М. Пенроуза выделяют две специфические коммуникационные ситуации: во-первых, убеждение и, во-вторых, сообщение негативной информации.
Убеждение – это коммуникативный акт, направленный на формирование у аудитории определенной позиции, взглядов, установок, а также создание мотивации к совершению конкретных действий. В соответствии с теорией психологии, убеждающее коммуникационное воздействие следует осуществлять в четыре этапа: привлечение внимания аудитории, формирование устойчивого интереса, стимулирование возникновения желания, побуждение к свершению конкретного действия.
Сообщение негативной информации – это коммуникативный акт, целью которого является побуждение аудитории прочесть или выслушать обращение полностью, с тем чтобы разъяснить ей причины негативного события. В связи с тем, что задачи такого коммуникативного акта принципиально иные, чем в случае с убеждающей коммуникацией, то и этапы его организации также принципиально иные: нейтральное вступление, позитивное повествование, аргументация, сохранение позитивной тональности коммуникации в конце.
Профессор университета Амстердама, Бетекке ван Рулер в соответствии с направленностью информации в процессе коммуникации, а также на основании ожидаемого результата выделяет следующие типы стратегий коммуникативной личности:
стратегия информирования;
стратегия убеждения;
стратегия диалога;
стратегия формирования согласия.
Интересный подход к пониманию коммуникационной стратегии предлагает также Т. М. Орлова. Как и Б. ван Рулер, она выделяет ряд базовых стратегий коммуникативной личности, а именно:
стратегия информирования;
стратегия убеждения;
стратегия диалога;
стратегия достижения.
По словам Т. М. Орловой, «…существуют факторы, которые присущи любой стратегии коммуникации и которые можно рассматривать как константы, а именно: выбор целевой аудитории; разработка аргументации; выбор каналов коммуникации; оценка эффективности коммуникационной стратегии».
Т. ван Дейк и В. Кинч в зависимости от дискурса выделяют следующие стратегии коммуникативной личности: когнитивные, контекстуальные, понимания, речевые, семантические, синтаксические, схематические, текстовые и др.
Таким образом, реализация коммуникативных стратегий и тактик неминуемо ведёт к накоплению коммуникативного опыта, который имеет непосредственное отношение к формированию коммуникативной личности. Коммуникативный опыт личности целесообразно оценивать как совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или не ведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий. Эффективные стратеги и тактики коммуникативной личности позволяют ей эффективно взаимодействовать со своей аудиторией.
Роль и значение лидеров мнения в современном информационном пространстве
2.1 Основные положения теории лидеров мнений
Лидер мнений как коммуникативная личность
- Николай Пахомов
- Маркетинг
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Николай Пахомов
Закончил СПбГУП, факультет журналистики. В университете преподаю около 20 лет, являюсь доктором наук. Поскольку нагрузка на основной работе небольшая, я решил помогать студентам в компании «Диплом777». Выполняю заказы по написанию дипломных и курсовых проектов. На сайте зарегистрирован с 2015 года.